Живя за стенами острогов, пашенники платили оброк казакам, а потому совсем не удивительно, что в старой Сибири последние заняли нишу дворянства. Лишь в 18 веке, когда стали редкостью набеги туземцев, на смену острогам пришли станицы, где казаки несли службу "с пашни". Первой станицей Бурятии была ныне исчезнувшая Киранская около Кяхты, поставленная в 1727 году на границе - тогда урегулированной столь окончательно, что неизменна она до сих пор. В 1851 году станицы Бурятии вошли в Забайкальское казачье войско с центром в Чите, тогда обособившееся от Сибирского.


Станицами в Сибири называли и казачьи предместья городов: усадьба атамана в музей Верхняя Берёзовка, что на окраине Улан-Удэ, попала не из степной глуши, а из Заудинской станицы, фактически продолжающей за рекой Старый Верхнеудинск. Это именно усадьба с мощными амбарами - владея землёй, а воюя разве что с разбойниками и контрабандистами, казаки трёх самых восточных войск (Забайкальского, Амурского и Уссурийского) хорошо оседлали торговлю.

Дату её постройки теперь уже не установить, но точно не позже 1881 года, когда опись усадьбы была сделана в купчей. Зато можно предполагать, что атаман родом с Дона или Кубани: усадьбу окружает типично казачий баз (забор в человеческий рост из горизонтальных досок на вкопанных в землю столбах), а к "круглому дому" (как тут называли избы с 4-скатной кровлей) вместо сеней пристроена веранда в добрую треть его величиной:

Только веранда в Сибири тоже срубная. В ней выставлен мир казака. С веранды начинается короткий коридор с чеканными и расписными сундуками, по бокам которого - двери четырёх комнат. Вид у них местами зажиточно-сельский, а местами - совершенно городской.

В амбарах и завознях - экспозиция инвентаря и транспорта. Включая полуразбитую дощатую лодку, удивляющую своим состоянием. Над всем этим как навес стоит гигантская сосна с необычайно частыми ветвями, под которую так и просится какой-нибудь бурхан.
211 просмотров