347 подписчиков
Павел БОЛЬШАКОВ: Фотовыставки двух наследников челябинской школы фотографии прошлого века
В Государственном историческом музее Южного Урала уже месяц работает фотовыставка «Пульс времени» — третья персональная выставка Юлии Боровиковой, одного из лучших молодых фотографов Южного Урала. И в тот же день, 13 марта, там же открылась фотоэкспозиция моего сверстника и любимого автора Виктора Суродина — «За околицей».
Я решил в один день посмотреть работы представителей двух поколений южноуральской фотографии. Кто не знает: в минувшем веке Челябинск был неофициальной столицей любительской фотографии в СССР. В новом веке эту миссию перехватил Санкт-Петербург.
Скажу сразу: моё мнение по поводу каждого автора поменялось на 180 градусов. Конечно, мои симпатии к сверстнику из Миасса не исчезли. Я как любил его работы, так и буду любить их: он делает настоящие произведения фотоискусства. Но… Когда пришел на выставку, сразу же разочаровался: или автор, или устроители решили на ограниченное количество планшетов впихнуть все его работы нового века. И в этой пестроте сразу же потерялись лучшие произведения мастера. Я выставлял его работы однажды на своей выставочной площадке – строго отдельно, чтобы ими можно было любоваться, обдумывать и возвращать к осмыслению. А здесь, в историческом музее, где-то «за околицей» – сплошной цветной винегрет: с трудом нашёл мои любимые полотна. Я сейчас у себя здесь обозначу его работы, которые вы едва ли отыщете на выставке. Но вы сразу оцените, что эти работы надо было выставлять бережно.
С другим чувством я шёл смотреть молодого коллегу по фотографическому цеху. Но меня сразу же привлекли чёрно-белые работы Юлии Боровиковой: психологизм, документальность и минимализм – вечные спутники хорошей художественной фотографии. Мне показалось, что у забытой челябинской репортёрской школы наконец-то появился хороший наследник. Мне как профессиональному фоторепортёру понятна необходимость цвета в некоторых сюжетах репортёрской работы; когда цвет играет важную сюжетную роль на съёмках олимпиад, парадов, спортивных церемоний и т. д. И можно было бы чёрно-белую фотографию на выставке отнести на счёт какой-либо оригинальности ради оригинальности, или капризу автора, или тренду, как сейчас говорят сплошь и рядом. Но мне трудно обмануться насчёт таланта автора, когда я вижу портреты – высший жанр для любого фотохудожника. И в тот день вновь восхищался не столько умению фотографа поймать взгляд и позу, сколько чувственному желанию обратить на себя внимание умных и глубоких личностей нашей с вами современности. Всё-таки чувствуется в этой женщине образование Челябинского художественного училища!
Я рад за возрождение южноуральской художественной школы…
А моему другу Виктору посоветую найти спонсора и сделать выставку большого формата из 10-20 работ. И он удивит мир, как никто другой…
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов России, фото Виктора Суродина и Юлии Боровиковой
2 минуты
22 апреля 2024