Найти в Дзене

Как французский импрессионизм оказался в России. Знаменитые коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова.


Вчера после долгого перерыва я побывала в Пушкинском музее, точнее в Галерее Западноевропейского искусства XIX-XX, и в очередной раз была потрясена богатством коллекции, принадлежащий к числу самых знаменитых в мире. Музей обладает исключительным собранием живописи мастеров французского импрессионизма и постимпрессионизма, которая была собрана всего за 12-15 лет представителями двух крупнейших фамилий русских промышленников и меценатов – Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Именно им мы обязаны счастьем наслаждаться шедеврами мирового искусства. Их имена золотыми буквами должны быть вписаны в историю культуры нашей страны.

История российского коллекционирования открылась на рубеже столетий. В то время, когда во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях.

Считается, что первым произведением в этой коллекции стал маленький этюд Клода Моне под названием “Сирень на солнце”. С этой работы начинается интерес Сергея Ивановича Щукина к искусству французских импрессионистов. Он первым открыл московской публике их творчество.

Энергичный и страстный человек, Щукин буквально заболел новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочным чутьем и верностью глаза – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры мирового уровня. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей.

Щукин обладал не только прекрасным образованием, замечательным вкусом, но и великолепной интуицией. Начав коллекционировать французское искусство, он всегда безошибочно определял те произведения и тех художников, которые станут ключевыми фигурами этого направления. Сразу выделив из плеяды импрессионистов Клода Моне, Щукин собирал его полотна до тех пор, пока не исчерпал для себя основные этапы формирования этого направления в искусстве.

На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период увлечения живописью Гогена, эти картины представляют наибольшую ценность постимпрессионистической части коллекции Щукина. Посетители, которым посчастливилось побывать в его доме в Большом Знаменском переулке, говорили, что стену с картинами Гогена можно было сравнить с блистающим золотым иконостасом. В Европе больше нет равной по качеству коллекции таитянских работ Гогена.

На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. Особняк в Большом Знаменском превратился в место паломничества любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. 36 первоклассных полотен Матисса, без которых его искусство невозможно рассматривать, и 53 полотна Пикассо - это было колоссальное собрание, ни один музей в мире не обладает подобной коллекцией.

Сергей Иванович никогда не слушал ничьих советов, и, хотя он не был замкнут и обсуждал проблемы искусства со знатоками, но последнее слово всегда оставлял за собой. Он мог оценить работы того или иного мастера, даже сам до конца их не понимая, потому что обладал даром предвидения. Если бы не он, то кубизма Пикассо в нашей стране не было бы.

В уникальном собрании Сергея Щукина было 256 картин. Из них 16 полотен Гогена, 13 — Моне, 8 — Сезанна, а также работы Дега, Ренуара, Ван Гога, Дерена, Руссо. На приобретение произведений искусства Щукин тратил почти все дивиденды акционерной компании. Но коллекционирование не было для него вложением капитала — его страсть к искусству была бескорыстной, это был искренний поклонник французской живописи. Коллекция Щукина всегда была открыта для посещения. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар Москве.

Судьба знаменитых коллекций, продолжение
3 минуты