Найти в Дзене
134 подписчика

Уже 5 лет я мечтаю об изменениях в ПНИ. Не только мечтаю. Я потихоньку произвожу в разных ПНИ небольшие изменения. Не я — вся команда «Региона Заботы».


Изменения сложной системы состоят из тысяч маленьких шагов, за которыми стоит колоссальная работа множества людей — юристов, чиновников, соцработников, санитарок, тьюторов, координаторов, сопровождающих, волонтёров, из НКО и приемных семей, из психологов и психиатров.

Разукрупнение и деинституциализация ПНИ (путь от расчеловеченного недееспособного ПСУ к уникальному человеческому существу) займут не одно десятилетие. Это годы судебных разбирательств, годы учебы, годы законотворчества, это тонны документации и много денег. Что ж, чем больше работы — тем быстрее надо начинать ее делать.

Какие-то важные шаги уже позади — десятки ребят выведены из интернатов и живут свободно с профессиональным сопровождением; сотням людей помогла созданная в Нижнем служба защиты прав лиц с психическими расстройствами; произошла замена ряда бесчестных и циничных руководителей ПНИ в разных городах страны на инициативных и неравнодушных людей. То, что Нижегородская Служба защиты прав получила возможность реагировать на все возможные жалобы и выезжать в любой ПНИ или ДДИ региона без предупреждения — а тогда, когда необходимо — это суперпобеда. Это значит, что права тысяч жителей нижегородских ПНИ если не защищены, то уже слышны! Заметны!

Да, не 200 и не 500 тысяч, как хотелось бы, но пара сотен человек в России уже на воле: живут в своих квартирах, ходят сами или с тьюторами на работу, гуляют там, где есть магазины, кинотеатры, книги, парки, аптеки, собаки и кошки, детские площадки, банки, мосты и реки, метро и грузовики, компьютеры и всë-всë-всë, что так незаметно нам, и так потрясает жителей ПНИ — этого невидимого города забытых ненужных стране людей…

Победы поменьше (хотя как их измерить?) — это тележка радости в ПНИ; это волонтёры и родственники, которых пустили, наконец-то, в некоторые из «режимных учреждений», чтобы у подопечных появились семьи, друзья и помощники; это маленький Данька, который в свои 24 года весил 8 кг, а когда у него появилась индивидуальная няня — начал стремительно набирать вес и скоро даже научился радоваться знакомым лицам, вкусной еде, прогулкам, волонтеру, который купил ему на прогулке оранжевый мяч. Победы — это совершеннолетний дееспособный человек, впервые в жизни самостоятельно оплативший покупку в магазине собственной банковской картой! Это первая за многие годы несправедливого заточения пачка сигарет, купленная самому себе только для себя и на свою собственную пенсию… Это возможность выбрать себе новую рубашку яркого цвета, вместо истлевшей и давно уже не синей байковой пижамной кофты не своего размера, но с биркой, где чужим равнодушным человеком отпечатано твое имя. Это очень трудные, маленькие, но дико крутые победы.

При этом мне всегда кажется, что сделано мало, что всё дико медленно, что плохо, халтурно и недостаточно. И все же сейчас есть одна победа, которой я сама неожиданно довольна. Которая меня саму впечатлила и покорила. Это наш проект «ПНИ. Самая закрытая выставка России. Это прямо сейчас.»
Сперва, в первые дни после открытия, я не понимала масштаба, не осознавала уровня не социальной, а именно культурной значимости того, что получилось. А теперь я вижу в музее людей, которые приезжают в Нижний одним днем. Я веду экскурсию, а мне говорят: мы специально приехали, чтобы посмотреть. На один день прилетели из Москвы, из Питера, доехали из Саранска, из Арзамаса, кто-то даже из Екатеринбурга и из Коми.

Нижегородский министр соцзащиты Игорь Седых считает, что нашу выставку хорошо бы посмотреть всем, кто занят в социальной сфере, чтобы вспомнить, что система существует для людей, а не люди — для системы. Приезжайте! Россия впервые не побоялась заглянуть в свои собственные темные чуланы, впервые так открыто признала, что ПНИ — это система, которая не бережет и не защищает, а унижает и расчеловечивает. Но главное, вы увидите, что выход есть. Что все совсем не безнадежно. И #этопрямосейчас

3 минуты