Найти тему

В ответ на пост

Продолжея тему державы. Как-то мало кто обратил внимание на то, что речь идет о globus, при этом земля в Античности считалась скорее плоской. Иногда наличие orbis terrarum у Юпитера объясняется пифагорейским влиянием. И тогда открытие шарообразной земли в Возрождении несколько утрачивает свою инновативность, на истерической глорификации которой строится пафос Модерна.
Земля феноменологически плоская, но метафизически может быть представлена и в форме шара. А также в форме, например, куба (в «Тимее» Платона).
Но я думаю, что держава это вообще не о земле. Она о бытии. Держава как globus это шар бытия. Так это представлено в поэме Парменида - сфайрос. Вечное излучение центра во все стороны - бессмертный сфайрос. Солярный шар сакрального наличия.
Таким же сфайросом представлено небо (уранос) у Аристотеля. Дневное небо верхнее, ночное - нижнее. Митра и Варуна.
Юпитер держит в руке бытие. Богиня Салус наступает на этот шар. Христос держит крестовенчанное бытие (globus cruciger) в руке. Он венчал его таинством Своей смерти и воскресения. Царь режит в руке бытие. А в другой сжимает жезл, вертикальную ось, трансцендентный дух.
Немного о богине Салус. Она кормит змею из патеры, как Асклепий или genius loci. Это богиня здоровья и спасения - немного похожая на Гигейю греков. У римлян интересно то, что Салус мыслилась одновременно как богиня личного здоровья и здоровья Рима, всего государства. Государственная гигиена, спасительная чистота Политического, всеобщего. Поэтому-то она стоит на сфайросе. Здоровье - дело всеобщее, державное. Здоровье - вопрос политический.
Итак, держава не земной шар, но шар бытия. Земля же не является шаром, оно только еще должна им стать. И для этого нужен Бог. Чтобы он держал землю в Своей святой длани. Для этого нужен Царь. Потому что шар это скорее небо. Земля кругла тогда, когда она небесна, когда она пронизана бытием - то есть имперским здоровьем. Без Царства земля рухнет и обернется прахом. Даже плоской не будет - просто рассыпется. Она держится за счет духа, за счет Церкви и Империи, то есть за счет корреляции с небом, бытием и вечностью.