Найти тему

Конный ландшафт России


Автор: Марина Политова , специально для Ассоциации «Росплемконзавод»

В ноябре 2023 года мы составили онлайн-опросник, ссылка который распространялась через социальные сети, а также и через породные сообщества и ассоциации по породам. Всего с 13 декабря 2023 года по 3 января 2024 года было заполнено 105 анкет.

Из числа заводских пород, разводимых в России, среди респондентов не были представлены только заводчики русской тяжеловозной и першеронской пород, а также пони. Примечательно, что опрошенные хозяйства в 77% случаях «верны» одной породе, 83% - одному направлению (рысистое, спортивное и т.п.). Рис. 1 Распределение опрошенных по направлению, %

Из предыдущих исследований было известно, что большинство коннозаводчиков не имеет статуса племенного предприятия: по данным МСХ, в 2022 году в таких не имеющих (с государственной точки зрения) статуса участника племенной работы находилось от 50% (орловский рысак) до 90%+ (спортивные породы) маточного поголовья. Самой большой сложностью на пути получения такого статуса было выполнение минимальных требований по численности маточного поголовья.

Результаты опроса подтверждают – большинство коннозаводчиков – мелкотоварные хозяйства: размеру конного завода (30 и более маток) отвечает лишь 11,45% респондентов, при этом 30,5% располагает 1-2 матками, столько же содержит от 3 до 5 кобыл, около 10% предприятий соответствует размеру племенного репродуктора (по нормативным актам, действовавшим до 2023 года) - 20+ кобыл. Благодаря активности объединений заводчиков в ходе подготовки Стратегии развития отрасли удалось добиться пересмотра соответствующего законодательства, и в нынешней версии приказа МСХ численность маток для племенного репродуктора снижена до 5 голов. Однако, по нашим данным, за прошлый год ни одно из мелких хозяйств не воспользовалось этой возможностью.

Напомним, что статус племенного репродуктора в ряде регионов позволяет рассчитывать на государственную поддержку – выплаты на содержание маточного поголовья. Больше всего доля таких потенциальных претендентов - среди занимающихся разведением чистокровных (чистокровной верховой, ахалтекинской и арабской) и рысистых пород. Рис. 2

Один из значимых факторов, влияющих на себестоимость произведенной продукции, – средства производства, в частности, земельные угодья. Согласно актуальной редакции ветеринарных правил содержания лошадей, площадь пастбищ на кобылу с жеребенком должна составлять не менее 1 га. 55% опрошенных предприятий удовлетворяют этим требованиям, еще 20% располагают необходимыми земельными угодьями «частично», у 16% земли находятся в аренде.

Земля в коневодстве необходима не только для выпаса, но и для производства кормов. Обеспеченность кормами является проблемой для более чем 20% опрошенных хозяйств. В часто вспоминаемое с ностальгией «советское время» коневодческие хозяйства были предприятиями полного цикла. К началу 2024 года только 17,1% хозяйств самостоятельно заготавливают все виды кормов, а 58,1% полностью зависят от поставок со стороны. С учетом волатильности цен на корма – это риск дальнейшего повышения себестоимости в коневодстве. В том или ином объеме занимаются кормозаготовкой 41,9% предприятий. Чаще всего покупают концентраты (22,9% респондентов), только 2% рассчитывают на покупное сено.

Основной «продукцией» коневодства является физическая работа (выступления в бегах и скачках, конном спорте, верховой езде, на работах и в другом взаимодействии с человеком), а не измеримые в килограммах и центнерах мясо и молоко. Поэтому, в отличие от других видов сельскохозяйственных животных, лошади нуждаются в тренинге - и как элементе предпродажной подготовки молодняка, и для проверки задатков потенциальных племенных животных (испытаний). Из опрошенных только 5,7% респондентов ответили, что «их лошадям тренинг не нужен». Среди тех, кто считает тренинг необходимым, 38% не организуют его (не располагают инфраструктурой). То есть значительная часть (42%) предприятий не проводит тренинга.
3 минуты