Найти тему
574,7 тыс подписчиков

5 февраля 1930 года на заседании Политбюро было принят документ с грифом «Совершенно секретно» под названием «Задачи, стоящие перед ИНО ОГПУ». Седьмой пункт этого скрытого от посторонних глаз акта был посвящен «организации уничтожения предателей, перебежчиков и главарей белогвардейских террористических организаций».


Алгоритм заведения, прекращения и перевода дел оперативного учета определялся «Инструкцией по учету» в органах государственной безопасности.

Согласно «Контрразведывательному словарю» литерные дела НКВД могли заводиться как на отдельные объекты, так и на целые линии контрразведывательной деятельности.

В первую группу попадали стратегически важные объекты, привлекавшие повышенный интерес со стороны иностранных разведок. К таковым относились значимые ведомства и научные учреждения, военные службы и промышленные предприятия, а также объекты водной и железнодорожной коммуникационной сети.

Во втором случае литерные дела возбуждались по определённым направлениям деятельности, к примеру, против персон, уличённых в антисоветской пропаганде или связях с иностранной разведкой, сектантов или националистов, нацистских гауляйтеров или лидеров белой эмиграции, неудобных зарубежных или советских государственных и политических деятелей.

В обязательном порядке «литерные дела» открывались на всех сотрудников иностранных дипломатических миссий в СССР.  Устранять врагов системы совместными усилиями должны были сотрудники Иностранного отдела и служащие Особой группы при руководителе ведомства госбезопасности. 
Методов ликвидации неугодных личностей у подручных Сталина был множество. Прямое убийство выстрелом из пистолета применялось крайне редко, в основном НКВД прибегало к более изощрённым вариациям. Имитируя несчастные случаи и самоубийства, прибегая к «неправильному лечению», спецагенты добирались до врагов народа в самых разных уголках света, давая понять остальным, что страна советов не прощает предательства.

Подобные убийства, на профессиональном сленге чекистов именовавшиеся «акциями», не должны были бросать тень на советских руководителей.

К исполнению тайных операций допускались только проверенные киллеры, входившие в особую когорту, действовавшую внутри органов госбезопасности ВЧК-ОГПУ-НКВД.

И хотя их успешные секретные миссии долгое время оставались скрытыми, спустя определённый период, информация о некоторых убийцах и способах истребления перебежчиков и врагов народа внутри страны всё же становилась доступной общественности.
5 февраля 1930 года на заседании Политбюро было принят документ с грифом «Совершенно секретно» под названием «Задачи, стоящие перед ИНО ОГПУ».
2 минуты
179 читали