Найти тему

Осознанность

Терминология и история вопроса
В психологической литературе практика осознанности часто описывается как форма безоценочного наблюдения за текущим моментом опыта (ощущениями, когнициями, эмоциями и влечениями, а также стимулами окружающей среды, такими как зрительные образы, звуки и запахи). Осознанность также включает в себя внимание к текущей деятельности и часто противопоставляется автоматическому или механическому поведению с сосредоточением на чем-либо постороннем. Установить консенсус в отношении более точного определения осознанности было трудно отчасти потому, что этот термин используется в различных вмешательствах, каждое из которых имеет свои собственные теоретические основы. Буддийские корни некоторых современных методов, основанных на применении осознанности, и попытки описать современный майндфулнесс в соответствии с основополагающими буддийскими учениями также способствовали нехватке консенсуса в терминологии. Проблема осложняется разнообразием способов описания осознанности в буддийских текстах [ Dreyfus, 2011]. Несмотря на эти трудности, анализ современных психологических трактовок показывает, что многие из них имеют два общих элемента, которые можно условно охарактеризовать как что человек делает и как он это делает. Примеры, приведенные в табл. 26.1, показывают, что, по общему мнению, осознанность — это тип внимания или восприятия, который является открытым, любознательным, принимающим, дружелюбным, неосуждающим, сострадательным и добрым.
Более строгое и основанное на теории определение можно найти в литературе по терапии принятия и ответственности, которая концептуализирует осознанность как состояние, характеризующееся четырьмя элементами: контактом с настоящим моментом, принятием, отстранением и самостью в качестве контекста. Каждый из этих элементов определяется в терминах ACT и теории реляционных фреймов. Несмотря на концептуальную сложность, такой подход к определению осознанности примерно соответствует концепции что и как. Переживания в настоящем моменте, особенно мысли и чувства, наблюдаются особым образом: с готовностью переживать их такими, каковы они есть, признавая, что они не должны контролировать поведение, и понимая, что они не определяют человека, который их переживает. Подобные формулировки являются центральными в других основанных на внимательности вмешательствах.
Многие авторы согласны с тем, что для ясного понимания осознанности важно и что, и как. Например, человек в грустном настроении может интенсивно осознавать грусть, но при этом реагировать на нее, оценивая как смешную, критикуя себя как слабого и глупого, размышляя о том, как возникло грустное настроение и как от него избавиться, или пытаясь подавить, избежать или уйти от грустных чувств вредными способами.
Такие реакции на грусть несовместимы с осознанностью и повышают риск развития депрессии.
Осознанное отношение к грусти включает в себя внимательное наблюдение за связанными с ней ощущениями, в том числе за тем, где они ощущаются в теле и меняются ли со временем. Осознанный наблюдатель грусти, допуская ее присутствие, привносит открытость, доброжелательный и сострадательный подход к переживаниям. Когда возникают мыслительные паттерны, наблюдатель мягко перенаправляет внимание на ощущения в настоящем моменте. Цель внимательного отношения к грусти — поощрение мудрого выбора потенциально адаптивных реакций: принятие конструктивных мер для решения проблемы, деятельность по улучшению настроения или просто позволение грусти идти своим естественным путем, не реагируя на нее активностями, причиняющими вред или не соответствующими долгосрочным ценностям и целям.
3 минуты