51 подписчик
ПОЭЗИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.
Есть два литургических гимна Страстного понедельника, которые производят лично на меня очень сильное впечатление, и погружают в тему дня.
1. "Се Жених грядет в полунощи...".
2. "Чертог твой.."
К сожалению одной из серьезных проблем православных прихожан храмов остаётся полумагическое отношение к богослужению, когда люди выстаивают службу без намерения услышать и задуматься над смыслом текстов, и глубокая поэзия церковных богослужебных гимнов часто остаётся за стеной непонимания.
Причин этому явлению много, например, устоявшаяся практика быстрого и смазанного исполнения стихир и тропарей, непонимание церковно-славянских оборотов речи, а также и отсутствия цели у служащего священника донести до прихожан смысл песнопений. Но, как я думаю , всё это преодолимо. Хотя бы с помощью попытки поговорить о смысле тех или иных текстов богослужебных книг на проповеди, или вне богослужений.
Итак, давайте почитаем и послушаем эти два небольшие произведения.
1) «Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:/ Свят, Свят, Свят еси, Боже,// Богородицею помилуй нас».
Перевод: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!»
Этот тропарь поется в начале Утрени в первые три дня Страстной седмицы. Во время его пения обычно совершается каждение всего храма.
Тема этого гимна связана с евангельской притчей о 10 девах. И побуждает нас быть постоянно в ожидании встречи с Богом. Чтобы беспечность не погрузила душу в состояние духовного сна. Понятие духовного сна никак не связано с отдыхом, который периодически необходим каждому человеку. Сном души церковь называет состояние нравственного разложения, бесчувственности, лени, равнодушия, зависимости от страстей.
2) «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Перевод: «Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня».
Это песнопение поется в конце канона на Утрени в первые четыре дня Страстной седмицы.
Темой этого гимна является притча о званных на пир, в чертог царский (Царство Божие). И мы от первого лица осознаем себя тем героем этой притчи, который был изгнан во тьму кромешную за отсутствие нужной одежды. Одежда здесь подразумевает душевное состояние любви и веры, а также дела любови и веры.
3) А ещё, в Страстной понедельник Христос не нашёл плода на смоковнице с богатой листвой. Смоковница сравнивается с человеком. Листья - с внешним имиджем и репутацией. Плоды (или их отсутствие) с реальными делами.
Стихира в конце Утрени страстного понедельника передает эту историю так:
"Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость".
По русски:
"Убоявшись участи бесплодной смоковницы, и мы братия, достойные плоды покаяния принесём Христу, подающему нам великую милость".
2 минуты
29 апреля 2024