8785 подписчиков
Мы посмотрели «Падение империи» – безусловно, этапный фильм для Гарленда-режиссёра
Разумеется, наши локализаторы сработали на упреждение, вывернув оригинальный заголовок таким образом, чтобы кино прочитывалось как новостная сводка из Америки недалёкого будущего: грядут выборы с вероятной победой Дональда Трампа, за последние годы сформировалось несколько радикальных политических и активистских движений, и в целом даже опытный зритель может поддаться искушению и интерпретировать увиденное в качестве намеренно сгущающего краски конъюнктурного комментария.
На деле же фильм Гарленда актуален для зрителей любой из стран – причём именно сейчас, учитывая назревший геополитический кризис по всей планете, антивоенный пафос картины очень кстати. В то же время её ключевое достоинство в отказе превращать историю о расчеловечивании цивилизации в инновационный блокбастер для IMAX. Учитывая визуальную культуру предыдущих фильмов постановщика, понятно, что ему ничего не стоило бы пойти по самому простому пути эстетизации насилия, однако и конфликты, и их выражение на экране решены в рваной, часто вызывающей панические атаки, гиперреалистической манере.
Помните тональность опустошающей, сбивающей с толку жути безлюдного Лондона в «28 днях спустя»? Так вот «Гражданская война» на него в этом смысле очень похожа.
Да и само кино – о том, что война одинаково эффективно уничтожает всех, кто оказывается в зоне конфликта: на определённой стадии из неё исчезает любое подобие смысла (см. отсылку к «Апокалипсису сегодня» в отличной сцене со снайперской перестрелкой), и те, кто ещё вчера занимал отстранённую, условно нейтральную позицию, уже завтра превращаются если не в соучастников, то художников, пишущих свои изысканные полотна чужой кровью.
Потому что для главных героев снимок человека в какой-то момент становится важнее самого человека – будь то рядовой солдат или заранее приговорённый к публичной агонии президент-узурпатор; нагляднее всего это прослеживается через линии вроде бы опытных, но всё равно ломающихся персонажей Вагнера Моуры и Кирстен Данст и главной звезды фильма Кейли Спейни, сыгравшей что-то вроде молодого побега, стремительно расцветающего вблизи чужой смерти. Кому-то может показаться, что тем самым Гарленд выносит приговор всей культуре, стремившейся хоть как-то отрефлексировать самые позорные страницы в истории человечества – но в этом и состоит его основной этический вызов.
Идите и смотрите.
#Новинки
2 минуты
12 апреля 2024