Найти тему
433,3 тыс подписчиков

Первым «чудом Бранденбургского дома» император Фридрих Великий назвал эпизод 1759 года, когда его противники не воспользовались плодами битвы при Кунерсдорфе во время Семилетней войны. Разгромив прусскую армию, русские и австрийцы могли тут же атаковать Берлин, и, вероятно, достигли бы успеха, так как пруссаки были дезорганизованы.

«У меня больше нет никаких резервов и, по правде говоря, я верю в то, что все потеряно. Гибели своего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда», — написал король Пруссии одному из своих министров.
Однако союзники замешкались, а русские, вместо того чтобы брать вражескую столицу, двинулись во второстепенном направлении. Фридрих был несказанно воодушевлен этой удачей и продолжил войну.
5 января 1762 года умерла еще сравнительно молодая императрица Елизавета Петровна (ей было только 53 года). К моменту ее смерти Кенигсберг уже 4 года был оккупирован русскими войсками, а в «Прусской губернии» даже чеканилась русская монета. Но наследник императрицы Петр III, воспитанный в немецком духе, преклонялся перед военным гением Фридриха Великого. Он поспешил заключить с ним мир, чем, по сути дела, сохранил Пруссию как государство и обеспечил возможность дальнейшей территориальной экспансии королевства. Это событие с легкой руки историографов было прозвано «Вторым чудом Бранденбургского дома». Отметим, что хотя поспешный мирный договор не способствовал популярности Петра III, сменившая его на престоле Екатерина II также предпочла не воевать с Фридрихом Великим и даже отдала ему значительные земли при разделе Польши.
Первым «чудом Бранденбургского дома» император Фридрих Великий назвал эпизод 1759 года, когда его противники не воспользовались плодами битвы при Кунерсдорфе во время Семилетней войны.
1 минута
175 читали