29 подписчиков
Николай Митрохин для Russian.Post «Как российские идеологические предприниматели-консерваторы лоббируют Кремль». Часть 2:
▪На мартовском конгрессе произошло два события, которые привлекли внимание СМИ.
▪Во-первых, внезапно и без объяснения причин был заменен фактический управляющий директор Всемирного русского народного собора Константин Малофеев, официально являющийся заместителем председателя с 2019 года (патриарх продолжает оставаться председателем).
▪ Малофеев, известный как финансовый авантюрист и называемый «православным олигархом», владеет националистическим медиахолдингом «Царьград» и был одним из организаторов российской военной операции в Донбассе в 2014 году. За два дня до съезда появилась информация о намерении Малофеева «уйти в политику», создав собственную партию или финансируя существующие политические проекты.
▪Сергей Рудов, долгое время занимавший пост секретаря ВРНС, сменил Малофеева на посту заместителя председателя. Рудов — крупный бизнесмен в сфере энергетики и соратник Малофеева по Фонду святителя Василия Великого. Кроме того, он является вице-президентом Федерации практической стрельбы, которая, хотя и не столь популярна, имеет множество региональных отделений.
▪Другим, более важным событием прошедшего съезда ВРНС, однако, стало принятие наказа. Он, как уже говорилось выше, провозглашает спецоперацию «священной войной» (Малофеев выступил с аналогичной интерпретацией еще в ноябре 2023 года) и подчеркивает претензии России на контроль над всей Украиной.
▪Кроме того, в документе выдвигается концепция «триединой нации» (русские, украинцы и белорусы), что даже для РПЦ является довольно маргинальной позицией.
▪Роль России как «Катехона», удерживающего мир от появления Антихриста, перекликается с теориями, которые давно развивает Александр Дугин. Он является членом президиума ВРНС и явно был соавтором основной части декларации о специальной военной операции.
▪Помимо различных концепций русского национализма, таких как «русский мир» и «триединая нация», в декларации упоминаются «традиционные ценности» и «борьба с нелегальной миграцией», а также сакральная интерпретация российской экспансии (например, «священная война», «Катехон»). Таким образом, в ней объединены понятия, которые ранее разрабатывались независимо друг от друга различными идеологическими предпринимателями (если воспользоваться термином Марлен Ларюэль).
▪Наказ не ограничивается оправданием военного конфликта, провозглашением его священным и изобретением религиозной мотивации. Его принятие, по сути, превращает ВРНС и его членов, среди которых 100 епископов РПЦ, а также избранных в органы ВРНС (президиум и совет), включая немецкого политолога Александра Рара, в соучастников российской агрессии.
▪На Украине все они могут стать объектами уголовного преследования. Именно поэтому Украинская православная церковь, ранее входившая в состав РПЦ, не только сразу отмежевалась и от наказа, и от ВРНС, но и осудила идеологию документа и даже назвала его антихристианским. #Россия
2 минуты
11 апреля 2024