1353 подписчика
Изначально шансон — это французские народные и авторские песни преимущественно романтического характера, которые пели в европейских кабаре. Со временем это наименование стало актуально для почти любой эстрадной музыки.
Звездой французского шансона XX века — так называемого реалистического шансона (chanson réaliste) — была, например, Эдит Пиаф, а немецкого — Марлен Дитрих. В начале XX века термин «русский шансон» использовали для обозначения широкого спектра песен по аналогии с французским шансоном: так называли эмигрантские, эстрадные, цыганские песни и городские романсы. Композиции во всех эстрадных жанрах, от цыганских вальсов до городского романса, исполняли Петр Лещенко, Иза Кремер, Вадим Козин и Александр Вертинский. Эстетика русского шансона того времени —тяжелый люкс без даже малейшего намека на блатную романтику.
После октябрьской революции жанр ожидаемо оказался в стране под запретом как «буржуазный» и продолжил свое существование уже за рубежом: в Нью-Йорке, Гонконге, Париже и Стамбуле — тогдашних центрах русской эмиграции.
В 90-х годах понятие «русский шансон» стало заменой неудобному термину «блатная песня» и закрепилось в этом значении. Изначально русский шансон был ориентирован на людей из криминальной среды. Со временем тематические рамки песен расширились, при этом неизменными остаются характерные особенности исполнения, интонации, мелодика, сюжетные мотивы, жаргон. Одна из отличительных черт шансона — исполнение от первого лица. Сейчас русский шансон, зарождавшийся в маргинальной социальной среде, стал широко популярен.
Сейчас шансон в России включает в себя любую авторскую песню, и содержит множество подстилей — поп шансон (под танцевальные ритмы диско), блат шансон (песни хриплым голосом о тюрьме и воле), нео(пост)-шансон (стиль Ваенги и Михайлова), рок шансон (под звуки рок обработки и электро гитар), городской романс, барды, цыганский и русский романс.
1 минута
9 апреля 2024