11 подписчиков
Далее я рассказал о личной инфляции, но так как время ограничено, сразу предложил ребятам взять за основу 8-10% годовых в ₽ (верхняя граница, кстати, ближе всего к средней по нашему исследованию с коллегой). И, естественно, я объяснил 1-курсникам, как взрослым людям, почему нужно обязательно учитывать инфляцию в своих расчётах. Следующим шагом я дал ребятам один из сервисов в Capital Gain, с помощью которого можно составить «скелет» портфеля (это распределение классов активов), предварительно рассказав про акции, облигации и золото (его долю мы не стали брать выше 10-15% портфеля).
На данном этапе главной задачей каждого студента было поиграться с долями акций и облигаций, чтобы получить портфель, максимальная просадка которого уже в модуле не превысит допустимую (её ребята считали в мини-игре). И да, я каждое действие на сайте показывал в своём вымышленном примере с помощью планшета, чтобы все смогли повторить то же самое под свои же личные характеристики. После того, как «скелет был готов» - я дал 1 курсу ещё 1 сервис от Capital Gain, где они уже смогли проверить достижимость цели с помощью симулятора Монте-Карло (звучит страшно, но на практике забить данные было очень просто).
Таким образом, они указали начальный капитал, цель, пополнения с учётом дельты, риск (он был в виде СКО), доходность портфеля (самый точный вариант - геометрический), комиссии за управление фондами (менее 1% годовых) и 0% налогов, так как в конце пары рассказал обо всех льготах. Ну и везде надо было указать горизонт, а также возраст начала инвестиций и конца. А вот уже достижима цель в усреднённом случае или нет - можно было определить по вероятности, которую выдаёт симулятор. Если она чуть выше 50%, то это норм. Если ниже, то я просил ребят сократить цель или увеличить горизонт. А если сильно выше 50%, то можно даже поднять планку и замахнуться на чуть больший капитал (P.S. - я не стал рассматривать цели с пассивным доходом, так как не было у меня времени и возможности объяснять 1-курсникам про стратегии и ставки вывода денег из портфеля).
Ну что, пора бы уже в практику? 💸
Все прошлые действия помогли ребятам узнать свою РЕАЛЬНУЮ финансовую ситуацию и понять, над чем нужно работать. Кому-то нужно сокращать расходы, убирая вредные привычки, кому-то увеличивать доходы, а кому-то перестать строить воздушные замки и спуститься на землю, ставя перед собой цель. Ну и я заранее сказал, что лучшая стратегия покупки акций - это Lump of Sum, когда вы не ждёте падение рынка или ещё что-то, а покупаете активы сразу, как только появились деньги (в случае большинства людей это сводится к классическому DCA). И вот уже после того, как «скелет» портфеля готов и цель достижима - я дал 1 курсу таблицу с доступными и лучшими фондами на каждый класс активов (широкий рынок акций, облигаций и золото).
Здесь я рассказал ребятам о некоторых уловках брокеров, когда они пишут «торгуйте без комиссий» и прочие кликбейты. Ну и объяснил, почему выгодней покупать фонды от одного УК через брокера, совпадающего с ним (например, Тинькофф с самим собой, ВИМ на ВТБ и УК «Первая» через Сбер). А ещё я дал отдельные сайты, где каждый сможет найти всю инфу по вышесказанным УК и тарифам разных брокеров. Ну и под конец составления портфеля я объяснил на пальцах различие между брокерским счётом и ИИС-3 + рассказал, зачем нужна ребалансировка, почему выгодней делать её без продаж, для чего стоит избегать дивидендов и купонов, предпочитая рост, и какие варианты ребалансировки можно выбрать.
И самое последнее, что я сделал - дал несколько советов, чего не нужно делать в инвестициях. Я постарался объяснить ребятам, что инвестиции - это всего лишь надстройка над их свободными деньгами и что на них не нужно тратить кучу времени. Вместо этого я сделал упор на вложения в своё развитие и рост активного дохода, тем более, в подростковом возрасте это гораздо важнее. А те знания, что ребята получили, они смогут легко применять и в будущем, ибо дал я их в максимально практичной форме.
Ставьте 🔥, если б вы тоже хотели оказаться на месте 1-курсников…
3 минуты
9 апреля