236 подписчиков
Благородный рыцарь. Фредерик Базиль.
Он был ровесником Ренуара и Моне, один из троицы неразлучных друзей. Они подружились в мастерской Шарля Глейра в Париже. Из их компании только Базиль не страдал от безденежья. Его отец, богатый винодел, обеспечил сыну хорошее содержание, даже несмотря на то, что тот не оправдал родительских надежд, бросил обучение медицине и выбрал для себя живопись. Фредерик великодушно делился с друзьями хлебом, кровом и деньгами. Он первым снял свою мастерскую на улице Фюрстенберг, 6. Моне, Ренуар, Сислей в разные годы пользовались его гостеприимством.
Примечательно, что Базиль поначалу ужасно не понравился Ренуару, которому был противен аристократизм Фредерика. Ренуар счел его выскочкой, которому «лакей разнашивает туфли». Но, присмотревшись друг к другу, они стали близкими друзьями.
Базиль играл лидирующую роль в содружестве импрессионистов на этапе его становления. Его мастерская стала центром общения не только художников, но и близких им литераторов. Именно Фредерику принадлежит идея общей выставки начинающих художников. К сожалению, ему не удалось ее увидеть.
В недавнем рассказе о четырех друзьях я показала вам картину “Мастерская на улице Кондамин, 9”. Она стала последней крупной работой Базиля. Картина была написана на пороге грядущего национального бедствия - Франко-прусской войны, которая резко изменила привычную жизнь художников. Ренуар был зачислен в кирасиры и отправился в Бордо. Эдгар Дега был отправлен служить в артиллерию. Клод Моне, уже отслуживший в Алжире два года, уехал с семьей в Гавр, Поль Сезанн отправился в Марсель. Эдуард Мане вступил в Национальную гвардию. Фредерик Базиль 10 августа 1870 года записался добровольцем в полк зуавов и спустя три месяца погиб в бою от пули немецкого снайпера. Ему было всего 28 лет. Картина “ Мастерская на улице Конламин, 9” имеет не только художественную ценность, она является документом эпохи, на котором изображены люди, изменившие мировую живопись. Причем в тот момент они еще не знали о той роли, которую им доведется сыграть.
Как все его друзья художники, которых в будущем назовут импрессионистами, Базиль много работал на пленэре. Он часто писал потрясающую природу в окрестностях родного Монпелье. Уважительное отношение семьи к его таланту сыграли важную роль в развитии творческих способностей художника. Одна из самых известных картин Базиля – полотно «Семья художника». Десять родственников расположились в свободных позах на ярко освещённой террасе в саду загородного поместья. Нужен большой талант, чтобы ухитриться на одном холсте разместить сразу десять портретов самых близких ему людей.
Базилю первому удалось решить проблему вписывания человеческой фигуры в пейзаж так, чтобы она стала не мелким элементом, а полновесной основой композиции. Задача органично связать фигуру с пейзажем отнюдь не проста. Дело в том, что реальный свет распределяется неравномерно, в результате чего картина начинает распадаться на отдельные, не связанные между собой цветовые зоны. Многое зависит от дистанции, точки зрения и характера фона.
Можно сказать, что Базиль создал жанр портрета в пейзаже, его работами восхищались современники. Ни Моне, ни Ренуар не любили (а, может, не умели писать) далеких пейзажных перспектив, предпочитая работать в близкой дистанции. Вдохновляясь работами и опытом Базиля, следом за ним этому подходу научилась Берта Моризо, ей тоже удалось преодолеть светотональные, цветовые и пластические трудности.
Мои любимые работы Базиля - “Вид на деревню Кастельно-ле-лес” и "Розовое платье". Фотографы меня поймут. Сейчас бы сказали, что у Базиля было ярко выраженное фотографическое видение. Есть мнение, что, если бы жизнь Фредерика Базиля трагически не прервалась так рано, он мог бы сделать для живописи даже больше, чем Моне и Ренуар. Таланта ему было не занимать.
Истории же о бескорыстной помощи Базиля своим друзьям-художникам можно рассказывать бесконечно. Например, о том, как он купил у Моне картину «Женщины в саду», при этом сам назначил цену в 2500 франков.
Продолжение в первом комментарии.
3 минуты
7 апреля 2024