2445 подписчиков
Стратегия затаившегося дракона. Один пояс - один путь
Скоростные железные дороги в Индонезии и Нигерии, Пирейский порт в Греции, Ветряная ферма в Чили и «Коломбо Порт Сити» в Шри-Ланке – что объединяет эти грандиозные проекты инфраструктуры? Первое – невообразимые суммы, в которые они обошлись. А второе – один источник средств, на которое эти объекты были построены. Кто он, этот загадочный благодетель?
Если вы прочитали пост о Шри-Ланке, то, думаю, уже догадались, что это Китай. В 2013 году Пекин объявил о создании глобального проекта “Один пояс – один путь” (далее - ОПОП). Суть его в том, чтобы построить единую сеть торговых маршрутов, которая свяжет Азию, Европу, Африку и Южную Америку.
Китаю, как инициатору проекта, ОПОП нужен для глобального доминирования за счет создания новых рынков под свои же товары и инвестиции. Ну а где-то можно и свои военные базы при случае разместить. Тем более выбор большой - проект затрагивает 151 страну.
В ближайшие 30 лет Пекин запланировал постройку нескольких крупных экономических коридоров (см. комментарии). Для этого Китай раздает кредиты налево и направо - от Кении до Лаоса, но сам же и строит железнодорожные пути и международные порты.
В 2020 году объем торговли между Китаем и странами “Пояса и пути” составил $1,35 трлн, а это почти 30% объема внешней торговли Китая. Общий оборот китайских предприятий по проектам – почти $640 млрд, они заплатили более $4,4 млрд налогов и сборов на территории иностранных государств, создав 330 тысяч рабочих мест.
Вроде бы все отлично: в странах развивается инфраструктура, которая вряд ли бы там появилась в ближайшее время без сторонней помощи; бюджет пополняется налогами, да и у людей появляется работа. Но, китайская «забота» далека от альтруизма.
Все потому, что она строится на “долговых ловушках”. С новыми дорогами и портами страны с головой погружаются в кредиты, с жесткими условиями.
За это зацепились западные критики инициативы: говорят, мол, негуманно это, и вообще есть признаки неоколониализма. Но все ли дело только в этом? Очевидно, нет.
Запад во главе с США видит в проекте Китая попытку изменить глобальный баланс сил в свою пользу. Последние несколько лет Поднебесная ежегодно тратит около $85 млрд на зарубежные проекты, тогда как США – $37 млрд. А какому лидеру понравится появление конкурента?
Некоторые эксперты даже сравнивают ОПОП с планом Маршалла – проектом Штатов, в рамках которого они инвестировали триллионы долларов в экономику Европы, а потом включили ее в свою сферу влияния (отдельный пост читайте тут).
Конечно, сами создатели ОПОП отрицают все обвинения в экспансии китайского влияния, но мы-то знаем, что никакого альтруизма в мировой экономике и геополитике не существует.
Есть сферы интересов и ограниченные ресурсы, за которые надо бороться, если хочешь, чтобы твоя экономика росла, а население жило припеваючи. И в этом плане, прогрессу Китая можно позавидовать.
2 минуты
16 апреля 2024