Найти тему

Выученная беспомощность формируется еще в младенчестве. В тот период, когда многие считают "на руки брать нельзя", "поорет и успокоится"... В это время у младенца закладываются важнейшие модели поведения и осмысление причинно-следственных связей. 


Обычная цепочка событий из числа "я голоден — зову на помощь — мама приходит — мама кормит меня", превращается в "я голоден — зову на помощь — никто не приходит помочь — нет смысла кричать". Именно поэтому в домах малютки так тихо. Младенцы перестают сигнализировать о своих потребностях, потому что никто не реагирует на них в моменте.

Травмирующая хаотичная среда также формирует выученную беспомощность. Например, если родитель непоследователен в своих реакциях, слишком вспыльчив, психически нездоров, ребенок не понимает за что его могут похвалить, а за что накажут. Тогда лучше вообще ничего не делать, на всякий случай, чтобы не схлопотать.

Еще один признак нездоровой среды — двойные послания или double bind, как назвал их британо-английский антрополог Грегори Бейтсон. Это одна из форм манипуляций, при которой человек получает противоречивые сигналы от значимого близкого. Например, мама говорит ребенку, что любит его и тут же отталкивает, не давая себя обнять. Или говорит, что он должен уметь постоять за себя, не позволять себя обзывать, и тут же сама называет ребенка неучем. 

В отличие от взрослого, ребенку сложнее противостоять двойным посланиям еще и потому, что у него слишком тесная связь со значимым взрослым, а длительное пребывание в такой нездоровой среде ломает его возможность корректно определять и выражать свои чувства. 

Человек, который с детства сталкивался с подобного рода манипуляциями, утрачивает свою волю, становится подавленным и апатичным. И в результате чувствует себя беспомощным.
Выученная беспомощность формируется еще в младенчестве. В тот период, когда многие считают "на руки брать нельзя", "поорет и успокоится"...
1 минута