428,1 тыс подписчиков
В начале советской власти Сергей Есенин был символом упадничества, причем не утонченно-элитарного, а общенародного. Как писал Луначарский, «когда Есенин себя убил, он убил в себе прежде всего пьяницу, хулигана и пессимиста». Бухарин писал, что «есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей, и все-таки в целом есенинщина – это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная». Не странно поэтому, что Есенин, хотя формально не запрещался, но не был введен в советскую литературу, что было несложно сделать малотиражными и редкими изданиями. После десталинизации он вместе с другими поэтами и писателями вернулся, но единственный стал классиком.
Это связано в первую очередь с общенародной популярностью Есенина. Он был отчасти как Высоцкий в 70-е. Как писал Шаламов, «Москву кабацкую», «Русь уходящую» переписывали в тетрадочки и не везде решались эти тетрадочки прочитать. При этом поэт был признан в блатном мире. В таких условиях реабилитация Есенина была очевидна, как раз благодаря ценителям творчества разных рангов. Поэт Сергей Васильев, например, много сделал для этого, он был первым председателем комиссии по его литературному наследию, издателем его первого собрания сочинений, и одним из организаторов музея.
1 минута
2 апреля
253 читали