5198 подписчиков
В Спецхране Ленинской библиотеки хранится номер Vogue Paris за декабрь 1986 года с Михаилом Барышниковым на обложке. Вообще Vogue, хоть он и не издавался в Советском Союзе, почитать в Ленинке было можно в отделе иностранной литературы, но номер с «перебежчиком» отправили в хранилище с первой, самой секретной категорией доступа.
Ведущий танцор балета, звезда театра им. Кирова (сейчас — «Мариинка») Михаил Барышников бежал — причем буквально, а не фигурально — во время гастролей в Канаде в 1974 году, и уже через пару месяцев танцевал ведущие балетные партии в Нью-Йорке, потом совершил революцию в современном балете, снялся в нескольких фильмах и получил номинацию на «Оскар».
В 1990-х молодое поколение узнало его как «русского парня Кэрри Брэдшоу». В «Сексе в большом городе» он не только сыграл художника Александра Петровски, но и сводил Кэрри в ресторан «Русский самовар», который открыл в конце 80-х в Нью-Йорке вместе с Капланом и Бродским.
Vogue с большим интервью Барышникова, фотоисторией «Принц-лебедь» с ним же в главной роли и эссе Иосифа Бродского, с которым Барышников подружился на всю жизнь, хранился вместе с другой запрещенной литературой: журналом «Карате» с Брюсом Ли, эмигрантской печатью, газетами армии Власова и детскими книжками про Санта-Клауса. Доступ туда получали только проверенные люди и только к конкретной литературе по своей теме.
Отдел перестал быть секретным в 1988 году. Сейчас в него можно попасть с экскурсией, познакомиться с историей цензуры, увидеть отметки цензоров и узнать, почему хранительница «спецхрана в спецхране» никогда не уезжала в отпуск. Несколько лет назад в Ленинке появился новый отдел запрещенной литературы — туда отправляются издания, признанные экстремистскими.
1 минута
30 марта 2024