189 подписчиков
Не договорились
К вечеру Украина подтвердила удар по энергосистеме и даже озвучила часа ряд целей. Среди них ГЭС, причем не только Среднеднепровская, но еще Каневская и Днестровская. Последняя, как понятно по названию, не входит в Днепровский каскад, а находится на Днестре, почти у границы с Молдовой. Плюс удары по ТЭС, включая ранее пораженные.
Таких ярких кадров и последствий как неделю назад нет. Я про ДнепроГЭС и блэкаут в Харькове. Однако в ряде регионов ввели графики отключений, причем связывают это не падением генерации, а с нехваткой пропускных мощностей. Недостаток энергии Украина импортирует из ЕС, но не может доставить его до всех энергодефицитных регионов. Проблемы очевидно накапливаются, только не нужно у меня спрашивать, будет блэкаут или нет. Думаю, точно этого не знает никто, а оценивать объективно шансы могут только «на верху» с одной и с другой стороны. Одни знают, сколько у них ракет, другие знают, сколько реально повреждено и сколько есть ресурсов на поддержание системы. А мы не знаем ни первого, ни второго.
После сегодняшних ударов Украина призвала к цензуре. «Министерские» призывают местные власти и энергетиков не рассказывать о масштабах повреждений и последствиях, чтобы не помогать в планировании новых ударов. Так что данных может стать меньше. Однако на сегодняшней медиа-активности это не отразилось: представитель ДТЭК сообщил, что атакой неделю назад были полностью уничтожены две ТЭС, а также, что точность ракет сильно возросла с прошлого года. Но и на 100% верить таким заявлениям не стоит, это может быть намеренный вброс.
Главное, что стало сегодня понятно — ни публичные намеки, ни непубличные переговоры не дали результата. Украина не приняла условия России, хотя атак по НПЗ пока и нет, Белгород продолжают обстреливать. И это, в отличие от прошлой кампании, война экономическая. Украина пытается снизить производство бензина в РФ, бьет по кошельку, а Россия в ответ опять уничтожает электростанции, что тоже прямо отражается на экономике.
Аргументы с прошлого года не перестали быть актуальными, и они актуальны и для России: эти удары обеих сторон не отразятся на воюющих армиях, это удары только по экономике и обществу, не по солдатам. И здесь сложно будет всем. Россия остановила экспорт бензина и завозит его из РБ, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, а Украина вводит графики отключений.
Также недовольны в США, и если неделю назад в Киеве это отрицали, то сегодня Зеленский прямо это подтвердил, но также отказал Вашингтону в изменении целей атак. Многие ищут здесь двойное дно, но его нет. США не стесняются своего участия в атаках по России, но НПЗ их и правда волнуют. Цена на топливо — болезненный вопрос для американцев, хотя по факту он мало влияет на их кошельки, но так сложилось, что если цена на заправках растет, то начинается тряска. Два года назад там уже были протесты достаточно массовые из-за роста цен, и Трамп на этом вопросе пиарился активно. Сейчас Байдену не нужно повторение этого к выборам.
Так что я не сомневаюсь, что США совершенно искренне против действий, которые могут привести к росту цен на нефть или бензин, однако Украина эти условия не принимает. Но у меня есть большие сомнения, что Киев в состоянии выиграть с Россией экономическую войну. Ракеты не закончились, бьют они точно, а в выборе целей теперь Москва не стесняется. Нет сдерживающего фактора в виде отопительного сезона, весной уже люди не будут замерзать, и есть повод для оправдания своих действий — Украина действительно начала первая, и Москва действительно предлагала взаимную договоренность.
Но год назад удары по энергосистеме привели к консолидации украинского общества, а также поспособствовали тому, что Украина получила современное ПВО. Возможно, сейчас есть такой же расчет, как на мобилизацию общества, которое порядком устало от войны и злится на власть за непопулярные решения, а также на разблокировку военной помощи. Зеленский как раз давит на это, на днях он даже говорил со спикером Джонсоном по телефону. Однако долговременные последствия для Украины будут тяжелыми, в первую очередь — для экономики.
3 минуты
30 марта