Найти тему
25 подписчиков

Возвращение

Субъективные заметки о спектакле ЦАТРА
Александр Кондрашов
Литературная газета.

3.04.2024

Мои впечатления от «Маскарада», поставленного Ниной Чусовой в Театре Российской армии, пристрастные, сугубо личные. Дело в том, что в течение более чем 20 лет я был актёром ЦАТРА. А значит, свидетелем, а иногда и соучастником дебюта на театральной сцене многих замечательных артистов.
ЦАТРА славился своей командой актёров-военнослужащих, где проходили службу, а часто потом на несколько лет задерживались в труппе театра выдающиеся актёры. Когда-то здесь служили Алексей Баталов, Андрей Попов, Сергей Шакуров, Евгений Стеблов, Сергей Никоненко... а в «моё время» – Александр Балуев, Олег Меньшиков, Андрей Ташков, Дмитрий Певцов, нынешний главный режиссёр ЦАТРА Александр Лазарев и многие другие. Когда сейчас кого-то из них вижу на экране, непременно вспоминается наша общая юность, и душа расплывается в счастливой улыбке. Среди этих «однополчан» – Александр Домогаров, ныне играющий Арбенина, и Вячеслав Разбегаев – Казарина.
Помню репетиции «Маскарада», поставленного на той же сцене в прошлом веке Леонидом Хейфецом, где оба названных артиста играли князя Звездича (Домогаров был первым исполнителем, Разбегаев ввёлся на роль позже). Арбенина же тогда репетировали великие артисты – Олег Борисов, потом Сергей Юрский: Сергей Юрьевич – парадоксально, исключительно интересно, Олег Иванович – гениально. Но ни тому ни другому по разным причинам сыграть эту роль было не суждено. В начале 90-х, когда вышел спектакль, Арбенина сыграл выдающийся актёр ЦАТРА Геннадий Яковлевич Крынкин – светлая память всем ушедшим мастерам!
И вот я снова в этом огромном зале, впервые за двадцать с лишним лет не на похоронах, а на спектакле. Признаюсь, очень волнующе.
После ухода из актёрской профессии, изменив Мельпомене с музами, не менее соблазнительными и коварными, отвечающими за литературу и журналистику, в театрах я бывал крайне редко, только когда настойчиво звали друзья, – но спектакли 90-х, нулевых чаще огорчали. Мне даже стало казаться, что тот театр, в который я влюбился в ранней юности (со спектаклями Любимова, Ефремова, Эфроса, Товстоногова), ушёл навсегда, а на его месте расцвёл постмодернистский фальсификат... Однако великий русский психологический театр жив.
На «Маскарад» пришёл по приглашению Вячеслава Разбегаева, о киноработах которого «ЛГ» не раз писала, а также о его удивительных исторических изысканиях и публикациях, касающихся процесса над цареубийцами-желябовцами, которыми Вячеслав Вячеславович занимается в свободное от актёрства время.
Также, конечно, взволновало возвращение на сцену ЦАТРА Александра Домогарова. О том, что в «Союзе спасения» его Милорадович – самая большая удача фильма (и сериала), мы совсем недавно писали, как и ранее о других замечательных ролях народного артиста. Начиная с «Визита дамы», «Гардемаринов...», «Огнём и мечом», «Бандитского Петербурга»... Почему-то «Глянец» Кончаловского критики не жаловали (может быть, потому что о шоу-бизнесе там было рассказано талантливо и честно), а мне показалось замечательно точным и ярким исполнение Домогаровым роли властолюбивого красавца-олигарха. Также прекрасно была сыграна трагическая роль несчастного танцовщика в «Большом» Валерия Тодоровского – и это лишь малая часть из того, что сделано актёром в кино.
И вот снова «Маскарад», и снова ЦАТРА.
Сразу скажу, постановка Нины Чусовой потрясла ещё до начала представления тем, что огромный зал театра был полон. И то был не премьерный спектакль, а уже пятнадцатый. Это говорило не только о любви театралов к исполнителю главной роли, но и о том, что спектакль состоялся как целостное театральное произведение.
Второе, что меня порадовало и удивило: смотреть и слушать его было интересно, несмотря на известную архаику лермонтовского текста (всё-таки гениальным стихам почти двести лет), а действие зацепило сразу.
3 минуты