9679 подписчиков
IPO, SPO и FPO: в чем разница. Типы размещения
ценных бумаг на бирже
Автор: Sid_the_sloth
В 2024 году на фондовом рынке ожидается целый ряд событий, связанных с размещением акций. Не очень внимательные инвесторы часто путают между собой IPO и другие виды размещений. Давайте освежим в памяти эти термины — как всегда, простым и понятным языком.
👉IPO (Initial Public Offering)
Всем известное IPO — это самое первое размещение акций на бирже. Через эту процедуру компания из непубличной становится публичной, её акции начинают торговаться на бирже и становятся доступны к покупке неограниченному кругу лиц (то есть всем инвесторам).
Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев.
👉SPO (Secondary Public Offering)
SPO — вторичное публичное размещение акций, которые, как правило, принадлежат создателям компании или венчурным фондам, в некоторых случаях государству.
При этой процедуре количество бумаг в свободном обращении (free float) вырастет. Как правило, это неплохо. Рост акций в свободном обращении способствует повышению ликвидности, привлекает интерес институциональных инвесторов, крупных инвестиционных фондов. Общее количество акций компании при процедуре SPO не изменяется.
Например, изначально было 10% акций в свободном обращении, а станет 15%. Соответственно, больше частных инвесторов смогут купить акции и стать акционерами этой компании. В процедуре SPO инвесторы, которые уже купили акции на IPO или на вторичном рынке, ничего не теряют.
Другое дело, когда речь идет о т.н. дополнительной эмиссии — выпуске эмитентом дополнительных акций к уже имеющимся. Их могут продать как на открытом рынке, так и предложить по закрытой подписке ограниченному кругу инвесторов. На западе эту процедуру часто называют FPO, у нас больше в ходу термин «допэмиссия».
👉FPO (Follow-on Public Offering)
FPO — это выпуск эмитентом ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ акций для их обращения на рынке или в пользу определенных инвесторов. Доля компании, приходящаяся на каждого владельца акции, в таком случае размывается.
Допэмиссия — это практически всегда плохо для акционера, за исключением некоторых ситуаций, когда привлеченный капитал направляется на сокращение долга или на привлекательную инвестпрограмму. Но и это, как правило, не отражается позитивно на котировках акций из-за отсутствия каких-либо гарантий.
Допэмиссию часто путают с SPO, хотя есть коренные различия в процедурах. SPO — это, по сути, законное право собственника продать имеющиеся у него акции. Доля акционеров при этом не размывается.
В то время как FPO (допэмиссия) требует повторного проведения андеррайтинга и подпадает под контроль регуляторов. Доля компании, приходящаяся на одну акцию, размывается. Нередко к допэмиссии прибегают «непорядочные» эмитенты.
Например, Аэрофлот проводил FPO дважды: в 2020-м и в 2022-м годах. В том числе из-за этого цена акций Аэрофлота упала с 80 ₽ до 30 ₽. О допэмиссии с целью покупки Росбанка недавно объявил Тинькофф. Также FPO планирует проводить Сегежа, чтобы избежать банкротства.
Как правило, эмитент проводит FPO с целью:
👉Привлечения дополнительного акционерного капитала как безвозмездных (читай — «халявных» за счёт текущих акционеров) денег — самый распространенный вариант.
👉Консолидации пакетов ценных бумаг. Например, если до FPO доля free-float составляла 25% (блокирующий пакет), то после допки пакета в 50% в пользу мажоритариев доля акций в свободном обращении сократится до примерно 14%.
👉Увеличение уставного капитала до минимальных требований для определенного вида деятельности или в связи с изменением законодательства.
Надеюсь, стало чуть понятней. Помните, как старом анекдоте про учительницу: "Я им раз объясняю — не понимают! Ещё раз объясняю — не понимают! В третий раз объясняю — уже даже сама поняла! — а они все равно не понимают!".
3 минуты
29 марта 2024