6580 подписчиков
Этот великолепный портрет видели, наверное, все. Милая очаровательная дама с тонкими чертами лицами стала символом портретной живописи конца XVIII столетия. Но кто же эта дама и почему к ней такое пристальное внимание? Звали её Александра Озерова и была она дочерью помещика Нижнеломовского уезда.
Со своим мужем Николаем Струйским она обвенчалась ещё в 13 лет. Сразу после бракосочетания молодые отправились в Москву, где Струйский заказал Фёдору Рокотову два фамильных портрета. Оба они вошли в золотой фонд русской живописи. Для Озеровой художник не стал творить помпезный парадный портрет, он просто запечатлел её природную красоту: "Изящный овал лица, летящие брови, лёгкий румянец на щеках и такие задумчивые, выразительные глаза". Поселились супруги в рузаевском замке (ныне территория Мордовии), выстроенном по проекту Растрелли.
Благоверная Струйского стала "вечной музой" поэта. Большинство его стихов, правда не очень удачных, были посвящены именно ей, он называл её Сапфирой. Александра Озерова в браке была счастлива, поскольку муж создал вокруг любимой атмосферу поклонения, восторга, духовного тепла и созидания. Она родила ему 18 детей, 10 из них умерли во младенчестве. Она была приветливой, обходительной и гостеприимной хозяйкой. Гости побаивались странностей Струйского, но теплота и радушие Александры сглаживали их.
В неполных 40 лет Александра Озерова осталась вдовой и тем не менее подняла на ноги своих детей. А ещё помогала незаконнорожденному внуку, поэту Александру Полежаеву. Увековеченная Рокотовым и воспетая поэтами, она и ныне предмет обожания миллионов поклонников живописи. Портрет её бесчисленное количество раз воспроизводился в печати, демонстрировался с экрана, выставлялся за границей. В какой-то степени эта женщина стала символом прекрасной и загадочной славянской души, русской Моной Лизой.
1 минута
28 марта 2024