Найти тему
2788 подписчиков

«Вакуумный» регламент, Или как не пустить топливо на ветер…


Топливо — самая большая и дорогая часть затрат на любой электростанции. Эти затраты включаются в тарифы на энергоресурсы, которые оплачивает потребитель. Если большая часть топлива выбрасывается «в трубу», не выработав энергию, то будут расти не только тарифы, но и экологические риски.

Во избежание этого удельный расход топлива регламентируется, и есть величина, которая требует наиболее тщательного внимания и контроля. Это так называемая глубина вакуума конкретной турбины. Эксперты говорят, что контроль этой величины — важнейший этап эксплуатации и ремонта на станциях. Что это за величина, почему она так важна для энергетиков и сервисных компаний и какие риски связаны с таким понятием, как присосы — с этими вопросами мы обратились к генеральному директору ООО «Русь-Турбо» Олегу Дмитриеву.

«Глубина вакуума — точка на диаграмме, где завершается процесс расширения пара внутри турбины на лопатках, и пар достигает своей конечной цели — конденсатора, — пояснил Олег Викторович. — Это очень важная характеристика работы паровой турбины и величина, которая регламентируется и рассчитывается инженерами при изготовлении и тестировании турбины. Глубина вакуума должна поддерживаться в нормальном диапазоне во время эксплуатации станции».

Важное влияние на работу турбины играют так называемые присосы. Посторонний воздух, проникающий сквозь неплотности внутрь вакуумной системы, и другие неконденсирующиеся газы занимают часть пространства, которое должен проходить пар до конденсатора. Получается, что внутри конденсатора образуется воздушный мешок, куда пар не проникает, ввиду чего уменьшается охлаждающая поверхность трубок. Этот воздух необходимо удалить из конденсатора и максимально ограничить его поступление в вакуумную часть — это и есть так называемые присосы, которые необходимо своевременно обнаруживать и устранять. Таким образом, выполняя весь комплекс работ — от контроля глубины вакуума до устранения присосов можно достичь регламентного уровня вакуума в конденсаторе. Для каждой турбины это условие обязательное.

Олег Дмитриев также подчеркнул, что недоработка этих условий создает определенные риски. Прежде всего, станция снижает выработку электроэнергии, падает мощность, увеличивается удельный расход топлива, кроме того, усиливается нагрузка на лопатки.

«Один из серьезных рисков в том, что при ухудшении параметров вакуума в конденсаторе растет температура и сдвигается граница фазового перехода, когда пар переходит из газообразного состояния в капельное, во время которого скорость движения капель воды достигает 700–800 метров в секунду, что способствует быстрому разрушению металла лопаток, так называемая влажнопаровая (или капельная) эрозия — рассказал Олег Викторович. — И буквально спустя полгода лопатки турбины будут работать в аварийном режиме. Их замена сопровождается очень большими расходами — в рамках капитального ремонта. Кроме того, возникает угроза экологических рисков: чем хуже вакуум, тем больше тепла станция выбрасывает в окружающую среду».

По словам Олега Дмитриева, как правило, руководители станций обнаруживают проблемы на стадии ухудшения вакуума, недовыработки электроэнергии и повышенного удельного расхода топлива.

«Когда заказчик не может справиться с этим, обращается к нам, и мы разбираемся в ситуации, применяя чаще всего комплексные решения — глубокий инженерный подход в исследовании плюс специфические изыскания, — добавил генеральный директор «Русь-Турбо». — Если станция работает более 10 лет, то рано или поздно ее владелец понимает, что все работает, но параметры этой работы низкие. Работа с «вакуумом» — одно из направлений нашей деятельности, не главное, но нужное заказчику. Мы успешно реализуем эти проекты, тем самым экономим бюджеты заказчиков, минимизируем экологический вред и сохраняем наше благосостояние».
3 минуты