191 подписчик
Успенский собор Московского кремля был построен по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти. К моменту получения приглашения от Ивана III ему было около шестидесяти лет. Вряд ли его сильно радовала идея поехать в загадочную и холодную Россию. Что же заставило немолодого зодчего рискнуть и принять приглашение?
Иван III на оплату услуг иностранного специалиста не поскупился. За работу Фиорованти пообещали десять рублей в месяц! Огромные деньги по тем временам. За один рубль можно было купить коня! За шесть рублей – деревню. Считай, месяц поработал, купил машину. Полгода – дачу в Подмосковье. Но дело было не только в деньгах.
Удивительно, но Успенский собор стал для Фиорованти первой самостоятельной постройкой. В Европе он достраивал здания, перестраивал, даже передвигал. В Италии он прославился тем, что смог передвинуть на тринадцать метров древнюю колокольню. Однако возможность полностью осуществить проект представилась ему только в Москве. Возможно, ему как любому творческому человеку, хотелось оставить после себя что-то стоящее и увековечить своё имя.
Храм вышел удивительной красоты. Москвичи дивились такой красоте. Но ещё больше удивился митрополит, когда увидел в помещенный в алтаре католический крест, резко отличающийся от принятых в православной церкви распятий. Несмотря на то, что зодчий привнес много нового в русскую архитектуру, о таком «новшестве» и речи быть не могло. Латинский крест был стесан.
О судьбе итальянца нам ничего не известно. Вероятно, он и его потомки остались жить в России. Так, в документе XVI века упоминается Ивашка Павлов, сын Аристотелев, принимавший участие в походе Ивана Грозного на Казань. Исследователи предполагают, что прославленному архитектору он приходился внуком.
1 минута
25 марта 2024