Найти тему

ранения байдар и другого снаряжения, своего рода лабазы, на которых, при помощи кожаных ремней подвешивались предметы, дабы их не сожрали или не испортили собаки или другие животные (грызуны, песцы, лисицы). Также, одиноко стоящие челюсти использовали как ориентиры-маяки. Зачем ставить челюсти, там где не живут и не с утилитарной целью?


В Китовой аллее всё интересно и удивительно с точки зрения традиционного морзверобойного промысла, существовавшего до и после появления Китовой аллеи. Археологи, изучавшие этот исторический памятник выдвинули гипотезу, что Китовая аллея была культовым местом, на котором собирались представители разных поселений до 100 человек (10-11 байдар). Это были мужчины, так как женщин и сейчас на промысле не берут, а уж тогда...Для чего и зачем они собирались — загадка. То ли это был военный союз, против появившихся в то время на Восточной Чукотке чукчей, то ли для отражения нападения со стороны американских эскимосов. Есть ещё экологическая гипотеза — наступление похолодания и что-то с этим связанное.

Ну а дальше одни вопросы. Если это война, зачем возить челюсти и черепа и в пустую тратить время? Если похолодание и сокращение навигационного периода, то вообще не понятно.

Одним словом, в историко-археологическом аспекте место действительно уникальное. Ни до, ни после, ни у нас в Арктике, ни у "них" в остальной циркумполярии, подобных объектов не строили. Масло в топку археологов подлили современные эскимосы, которые "не сознались" в том, что хоть что-нибудь знают об этом месте. Ни намёка, ни в изустном творчестве, ни в исторических источниках. Кое-какие мифологические сюжеты вскользь затрагивают Ыттыгран, но связь с Китовой аллеей не прослеживается. А когда археологи рассказали морским охотникам, что на Ыттыгран специально привозили черепа и челюсти, строили мясные ямы там, где не живут люди, да ещё и оставляли мясо не съеденным, охотники удивлённо поднимали брови и говорили — ничего себе! Потому как это кажется глупостью несусветной и с использованием моторных лодок и лебёдок, не говоря уже о рукопашном труде. Даже ради того, чтобы зарабатывать деньги на туристах это не прагматично. На Чукотке же как мир устроен? Если без какой-нибудь вещи можно обойтись, значит эта вещь не нужна.

Обычно, археологические памятники называют в честь современного топонима. И быть бы Китовой аллее, каким-нибудь Ыттыгран-I или Ыттыгран-II если б уникальность объекта не помножилась на научно-литературное честолюбие археологов. Уникальному памятнику- уникальное имя.

Шли годы. Китовая аллея стала известна "широкому кругу узких специалистов" и широким массам близлежащих малочисленных поселений. Так бы она и дошла до наших дней, но вдруг наступили 1990-е, в которых на Чукотку пришёл не только кризис социалистической системы, но капиталистическое "наше всё" — туризм. Вот тогда Китовая аллея зазвучала и заиграла. Сначала среди иностранных туристов, а много позже и среди отечественных. Но турист смотрит глазами, а глаза на Китовой аллее
2 минуты