10 подписчиков
Марий Эл
Йошкар-Ола
Город
По первому упоминанию датой основания Йошкар-Олы считается 1584 год, когда на присоединенной и «почти успокоенной» территории луговых черемисов по указу царя Федора Ивановича была основана крепость «Царев город на Кокшаге». Кокшага, понятно, река.
Да, это был самый конец третьей Черемисской войны – высвободились люди и средства на строительство крепости. Хотя, есть исследования, что первое поселение или острожек с заставой у переправы через реку Малая Кокшага здесь образовались еще в 1578 году. Но полноценный кремль – это точно 1584 год.
В 1919 город переименовали в Краснококшайск, а в 1928 году – в Йошкар-Олу (что, по сути, то же самое, но на марийском языке).
Город, скажем так, своеобразен. Особенно, если учесть, что мы говорим о среднем городе и региональном центре.
Был в нем всего полдня, облачного, если не сказать сумрачного, вчера пережившего снегопады пусть и ослабленного «Вани».
Поэтому, впечатления весьма поверхностные и смазанные.
Если по порядку. Сначала читаем историю – здесь, типа, все истоки.
Представьте, деревянная крепость посреди марийских лесов и болот: исключительно военные и административные функции, потом добавились и миссионерские – начались активные попытки «покрестить» местных язычников.
Единственный на много верст вокруг центр с русским / славянским населением посреди марийских земель.
Он таковым и оставался, «обрастая» по периметру тоже славянскими деревеньками – землю активно раздавали участникам Казанской и Черемисских войн.
Никакой особой торговли, никаких ремесел – каких-то торговых путей через город не проходило, а с местным населением торговать было нечем, т.к. местные платили ясак, т.е. то, что производили, то в натуральной форме сдавали в казну.
Общение с местным населением минимально.
Потом, уже в первой половине XVIII ясак заменили оброком, т.е. финансовыми выплатами – как-то стала зарождаться торговля. В то же время местное население стали более активно вовлекать с «общественную жизнь, например, начали забирать на военную службу – контактов стало больше.
В городе появились купцы. Но почти не появилось ремесленников, ни, тем более, какой-то промышленности. Просто торговля. Сначала как-то развивалось кузнечное дело – как-никак, но потребности гарнизона нужно было удовлетворять, да и еще долгое существовал запрет для местного населения на работу с любым металлом. Но и эта деятельность, как только наладилось устойчивое сообщение с «большой землей» как-то захирело.
Иными словами – в прямом смысле этого слова – большая деревня, с лугами, пашнями, скотоводством как основной вид деятельности. Гарнизон, мелкие чиновники и попы – более 10% населения так или иначе относилось к церковной деятельности.
В городе почти с самого начала было 4 храма: два основных – Воскресенский (соборный) и Троицкая церковь – просто популярная. Оба эти храма, правда уже в камне, есть и в сегодняшнем городе. Правда их «жизненный путь» складывался по-разному.
Вот так город и жил вплоть до наступления Советской власти. Было несколько купцов, немного каменных домов, 4 храма и куча питейных заведений. Винокуренный бизнес, сначала частный, а потом и государственный был чуть ли ни самым значимым в городе.
В качестве примера, из записки уездного исправника барона фон Келлера в 1837 году: «разных ремесленников находится: столяр – 1, сапожников – 2, портных – 2, медник – 1, оловяннк – 1, красильщиков – 2». И это на примерно 1200 человек горожан.
Да, старинных каменных зданий сохранилось в городе единицы, но возникает вопрос: а сколько их вообще было каменных домов?
#МарийЭл
#МарииЭл
#ЙошкарОла
2 минуты
3 апреля 2024