486 подписчиков
О реорганизации МУПов
🗣 Смотрю, что начала муссироваться тема о том, как и зачем приватизируются иркутские МУПы и понял, что при обсуждении темы многие не понимают всех деталей.
📋 Давайте раз берем тему по косточкам. Ликвидация или реорганизация МУПов – это не хотелка администрации, а федеральный нормативно-правовой акт, в котором прописан даже срок этого процесса – до конца 2025 года. Причины ликвидации унитарных предприятий – препятствование конкуренции. МУПы работаю в квазирыночных условиях, и получая непрямые льготы, монополизируют рынок в своей отросли. Плюс к тому большая их часть неэффективна и несет бюджетам только убытки. Ни раз по этому поводу высказывалась федеральная ФАС.
Процесс ликвидации недавно решили продлить до 2030 года. Причем его сдвигают ни в первый раз. Еще в 2019 году его передвинули с 2021 на 2023, затем — на 2025 год. Причина в наличии МУПов, которые имеют смысл – работают на Крайнем Севере или обеспечивают города и поселки важнейшими ресурсами, на что не пойдет никакой бизнес.
Какие механизмы? Закон определяет по факту три:
1️⃣ Ликвидация: закрываем насовсем.
2️⃣ Приватизация: в основном в формате концессии.
3️⃣ Реорганизация: в любую другую форму госсобственности, например, в казенное учреждение.
Иркутская ситуация
Сегодня Иркутск имеет следующие МУПы:
✅ «ИркутскАвтотранс»: это муниципальные автобусы;
✅ «Автодор» ремонт и уборка дорог;
✅ «Горзеленхоз»: озеленение города и производство цветов и кустарников и семян;
✅ «Комбинат питания»: организация питания в соцучреждения;
✅ «Водоканал»: понятно дело вода, очистные и сами сети;
✅ «Центральный рынок»: само здание рынка;
✅ «Ритуал»: ритуальная городская служба;
✅ «Городская аптека»: аптечная сеть;
✅ «Теплоэнергосервис»: теплосети;
✅ «Служба эксплуатации мостов»: ремонт инженерии;
✅ БТИ;
✅ «Бытовик»: честно не знаю, чем занимается;
✅ «Здоровье».
Прибыльных МУПов практически нет, это единицы, большая часть либо с долгами, либо их экономическое положение держится на городских контрактах. Поэтому реформирование городского хозяйства назревший вопрос.
📝 На мой личный взгляд Иркутску необходимо реорганизовать в другие формы следующе МУПы:
«Иркутскавтотранс» – это муниципальный транспорт. «Автодор», так как есть задачи по дорогам, благоустройству и ремонту, которые бизнес выполнить не может или это будет нарушение закона, безусловно важен. «Водоканал» – критически важная инфраструктура, да и, наверное, все.
А вот под приватизацию или концессию могут по факту пойти только два МУПа: это «Ритуал» и «Горзеленхоз», которые показывают неплохо себя на рынке. Тот же «Горзеленхоз» имеет потенциал для развития и обеспечения всех розничных сетей местными цветами, ныне руководитель Георгий Ни вывел предприятие из финансовой ямы и увеличил производительность в разы. Сегодня, откровенно признаемся, муниципальный контроль является только лишним препятствием для полноценного расширения и развития.
💬 По остальным же МУПам действительно нужен основательный аудит и решения, которые должны проходить через серьезные депутатские и общественные фильтры, так как это огромное количество государственной земли и зданий, оборудования, которые не должны уйти куда-то за бесценок.
2 минуты
3 апреля 2024