Найти тему

Столичный союз предпринимателей предлагает установить предельную долю присутствия торговых организаций с иностранным капиталом на потребительском рынке Беларуси. Таким образом, полагают здесь, нужно создать условия «для приоритетного развития отечественных торговых предприятий».


В то же время МАРТ обращает большое внимание на готовность торговых организаций демонстрировать социальную ответственность на белорусском рынке, а не только на размер и происхождение капитала у ретейла.

И с этой точки зрения позиция крупных торговых организаций нравится регулятору больше, чем поведение малых и средних торговых организаций. Как известно, крупные торговые сети предоставляют малообеспеченным категориям граждан скидку в размере 10% на продукты питания. Такое решение сети реализуют на основании соглашений, подписанных с министерством.

Определенная логика, конечно, в словах союза предпринимателей есть, но вот аргумент полный абсурд. Малая розничная торговля "перекупанов" строится на импорте дешевого шлакоблокуня и продажи с наценкой в сотни процентов. Если люди видят, что они могут купить тот же товар, но на онлайн-площадках и по меньшей цене, да еще и с доставкой почти в соседний дом, то вопрос не к этим площадкам, а действительно в том, что так меняется конъюнктура рынка. Ради перепродаванов никто не будет изгонять торговые площадки и сетевиков, дающие гораздо больший оборот, а в итоге и больше отчислений в казну. Или адаптируешься под реальность, или уходишь - это базовое правило бизнеса.

Говоря о торговых сетях, которые продают широкий перечень товаров, в первую очередь продовольственных, конечно государственным органам проще работать с сетевиками - да, их проще проверять, так как в рамках их финансовой модели реализуются внутренние механизмы проверок, за которые отвечают сами предприятия. Потому если и есть какие-то косяки, то они скорее единичные и носят локальный характер. Бегать и проверять каждого отдельного мелкого продавца более накладно и среди них чаще присутствуют нарушения, если пересчитывать на оборот.

Конечно, существует определённый гипотетический риск, что доминирующие позиции ограниченного числа онлайн-ритейлеров, особенно иностранных, создают точку уязвимости, если вдруг у данной компании возникнут проблемы, а иностранная юрисдикция будет мешать локальному урегулированию вопроса. Как недавний случай с QIWI, когда крупный игрок рынка просто стал зомби и канул в лету. Но тут речь скорее о "приземлении" иностранного бизнеса, чтобы он мог существовать автономно и регулироваться всецело локальным законодательством. Это комплексный вопрос, но вполне реальный. Опять же, в качестве примера можно взять пусть пока не самый удачный, но все же кейс Яндекс.Такси.

Но точно не исходить из позиции, что надо ограничивать удобный для потребителей и даже государства бизнес, потому что кому-то хочется "продаванить", как в теплые ламповые.

Рынок адаптируется под реальность. Весьма внушительное количество белорусских малых и средних по объему выпускаемой продукции производств как раз вышло в плюс благодаря торговле на российских маркетплейсах, тогда как местные "продаваны" просто лупили непомерную маржу и убивали розничную привлекательность местной продукции. Про сервис вообще молчу, об этих захреневших в ощущении собственной важности ИП-перепродаванов, которые просто тягали продукцию из Подмосковья с непомерной наценкой и недельными ожиданиями, говорить стыдно - сформировали нарицательное "белорусский бизнес".

Скорее необходимо регулирование, которое принудит сетевиков в большем объеме включать в ассортимент локальных розничных площадок товары местных производителей в каждом регионе, чтобы стимулировать развитие малых и средних производств. Порой действительно странно, когда ритейлер вместо закупки локального сырья, условно молока, везёт через пол области или даже страны товар крупного производителя, тогда как локальный загибается. Да, вопрос в цене - крупное производство даёт ниже закупочную цену. Но, опять же, дайте локальным производителям оборот, будет вам со временем и цена меньше.
А маркетплейсы сильнее "приземлить".
3 минуты