Найти тему
586,8 тыс подписчиков

💬💬💬💬💬


Послесловие к «Дюне». Это ли мы хотели получить?

Вторая часть «Дюны» франко-канадского режиссера Дени Вильнева продолжает покорять кинозрителей: сборы превысили $500 млн в мировом прокате, оставив позади первый фильм. Впрочем, это ровным счетом ничего не значит. К такому мнению писатель Платон Беседин @pbesedin пришел в своей колонке для «360».

🔹«Дюна» — тяжелый крест для кинематографистов. Роман этот брались экранизировать такие монстры кино, как Дэвид Линч и Алехандро Ходоровски. Фильмы двух этих гениальных режиссеров я очень-очень люблю. И вот за дело взялся Дени Вильнев — канадец.

🔹Могу долго — и почти не нудно — разбирать, как и что в этом эпическом фильме, но остановлюсь на главном. Ясно, что это сделано очень и очень масштабно. Смотреть, безусловно, надо в кинотеатре, чтобы слышать каждый аудиоэффект, чтобы видеть все те визуальные красоты, которые запрятал в картину Вильнев.

🔹Однако за этим величием — и то ожидаемо — кроется абсолютная пустота. Где герои этой эпической ленты? Ну, покажите мне их! Первая часть — вообще одна бесконечная фокусировка на личике Тимоти Шаламе. Нет, я понимаю, что все девочки нынче сохнут по нему, как когда-то сохли по Леонардо Ди Каприо и Роберту Паттинсону.

В таких лентах, как «Дюна», важен второй, третий слои. То, что под толщей, то, что скрыто. В «Дюне» Вильнева ничего такого нет. Нет и классных диалогов с головокружительными хитросплетениями сценарных ходов. Долгие, бесконечно долгие планы с фиксацией на том, как ступил, взглянул, повернулся тот или иной герой. Ну, красиво, монументально, да! Но нельзя же смотреть это два с половиной часа. Дайте мне что-то магическое!

🔹Дени Вильнев не декларирует в «Дюне» ровным счетом ничего. Он просто создал красивое полотно — пустоту, которую необходимо заполнить. Можно ли считать это искусством? В классическом понимании нет. В современном прочтении — более чем.

🔹Хотя сама «Дюна» Герберта (книга, книги) была довольно программным произведением — своего рода жидкой и примитивной, но все же системой координат. И мне, конечно же, скажут: эй, ты кто такой, чтобы критиковать? а ну, давай, до свиданья! Скажите — толку-то?

Фокус в том, что успех «Дюны» в кинопрокате — все эти кассовые сборы — ровным счетом ничего не значит. Это как с российским Минкультом, который рапортует бодро: в такой-то уик-энд кассовые сборы российских фильмов вновь поставили рекорд. Но стал ли «Холоп-2» от этого хорошим фильмом? Нет, конечно.

🔹Я же мечтаю о том дне, когда нам покажут утопию. Это сложнее, да, но это и правильнее, интереснее. К слову, утопии — и это принципиально иной подход — создавали в своих текстах советские фантасты: Стругацкие, Павлов, Ефремов, Булычев. Они рисовали не то, как деградирует, а то, как развивается человек. Фантастика для них становилась своего рода доктриной, манифестом, программой.

2 минуты