1499 подписчиков
Александр Огинский - путь "хорошего православного"
События последних нескольких лет на постсоветском пространстве вернули на повестку дня ещё одно казалось бы совершенно забытое явление - открытые гонения на православную церковь. В чем-то украинские гонения очень сильно напоминают события XVI-XVII вв., когда на этих же землях поляки и литовцы вовсю загоняли православных либо в унию либо в подполье. Однако были у православия в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой свои защитники и о поучительной судьбе одного из них, князя Александра Огинского, в контексте войны православных Западной Руси за свою веру и идентичность я вам сегодня расскажу⤵️
Великое Княжество Литовское (ВКЛ) до поры до времени представляло из себя достаточно веротерпимое государство. С рядом оговорок, православные, католики и даже язычники сравнительно мирно жили в одном государстве. В какой-то период, ВКЛ, огромную долю аристократии которой составляли православные русские, даже всерьёз претендовало на объединение русских земель под своим началом, а русское православное население жило в общерусской повестке и не отделяло себя от соплеменников из собственно русских княжеств (а порой и даже участвовало в русской войне с Ордой).
Многое стало меняться по ходу сближения ВКЛ с Польшей. Православные постепенно отодвигались от управления страной, росла роль католической церкви, начались притеснения православных верующих. После Люблинской Унии (1569 г.), фактического объединения ВКЛ с Польшей и создания Речи Посполитой (РП), а также Брестской Унии (1596 г.),- перехода ряда православных епископатов под власть Папы Римского - гонения стали полномасштабными и приобрели характер государственной политики. В ответ как грибы после дождя стали возникать православные братства - своего рода сообщества православного просвещения и взаимопомощи под покровительством православных магнатов. Одним из таких магнатов был Александр Огинский.
Огинские вели свою родословную от Рюриковичей и занимали видное место на польско-литовском полит. ландшафте. Александр Богданович Огинский получил великолепное образование, был сенатором (верхняя палата польского парламента), минским воеводой, возглавлял собственную гусарскую хоругвь (120 чел.), работал в сейме и участвовал в дипломатической работе.
Александр Огинский активно выступал против лишения православных верующих храмов и монастырей в Литве, добивался восстановления прав Православной церкви в РП. Будучи членом Виленского православного братства, он защищал интересы православных на сеймах и в судебных процессах, а в 1647 г. киевский митрополит Петр Могила сделал его опекуном Киевской коллегии. В 1612 г. Огинский основал Минский монастырь Святых Апостолов Петра и Павла.
Впрочем, амплуа защитника русского православного населения РП не мешало Огинскому неоднократно воевать в интересах своих фактических угнетателей против соплеменников-единоверцев. В 1611 г. в составе войска Сигизмунда III он осаждал Смоленск, участвовал в Смоленской войне 1632-1634 гг., состоял в польском посольстве, заключавшем Поляновский мир 1634 г. Однако собачья преданность польской короне и предательство своих соплеменников не помогли ни Огинскому ни православным РП. Александр Огинский стал последним православным сенатором РП, его дети, хотя уже и перешедшие в католицизм, но православие ещё защищали, а вот внуки стали настоящей вырусью и гонителями православия. Вишенкой на торте в этой истории стал его потомок Михаил Клеофас Огинский, участник восстания Т. Костюшко против России и автор т.н. "Полонеза Огинского", известного как "Прощание с Родиной", т.е. с Польшей.
Вот такой невеселой оказалась судьба "хорошего русского православного" на польской земле Александра Огинского. Выводы для современных "огинских" напрашиваются сами собой.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.
3 минуты
18 марта 2024