55 подписчиков
В Российской Федерации 18 марта отмечается День воссоединения Крыма с Россией.
Крымский полуостров часто становился источником вдохновения великих художников. Сегодня расскажем, кто оставил после себя наследие пейзажей этого места!
Максимилиан Александрович Волошин
Художнику и поэту-символисту не составляло труда писать пейзажи полуострова по памяти, – в них нет географической точности. Художнику важно было изучить сосуществование природных стихий в пространстве и передать их сущностную фактуру, их смысл. В 20-е годы Волошин пишет много акварелей, по 5-6 в день. Среди них картина «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь».
«Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере», — написал Волошин в 1930 году.
Исаак Левитан
До двадцати пяти лет Исаак Левитан писал только Москву и Подмосковье, причиной этому было сложное финансовое положение художника. В 1886 году он получает возможность поехать в Крым, гонорара за декорации спектакля Частной оперы Саввы Мамонтова как раз хватало.
«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота…», — писал Левитан своему другу А. П. Чехову.
Дневников из Крыма Левитан не вёл, поэтому трудно узнать его маршрут. Полтора-два месяца художник провёл в Крыму.Он вернётся в Крым в 1900-м году, за несколько месяцев до смерти, — проститься. Крымские этюды, сделанные весной 1886 года, окажутся чрезвычайно удачными — их выкупят прямо с выставки. А о Левитане станут говорить, как о человеке, открывшем для публики «новый Крым».
Иван Константинович Айвазовский
Художник родился в Феодосии и в этом городе написал основную часть своих картин. Привязанность Айвазовского к Феодосии передалась через слова его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, своему родному городу. Чаще всего художник изображал на своих полотнах Чёрное море, мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов.
«Вам хорошо известно, что Ялта сделалась лучшим сезонным городом, туда приезжает лучшее общество со всех концов России. Местность Ялты — центр лучших живописных мест на нашем Южном берегу Крыма», — писал И. Айвазовский.
Действительно, возникновение отечественного пленэрного движения непосредственно связанно с
Крымом. Первой в своём роде творческой группой, стали студенты пейзажного класса Архипа Куинджи. Они отправились в экспедицию из Бахчисарая в Кекенеиз. Легендарные Суриковские пленэры тоже проходили в Крыму, их организовали преподаватели института Вера Фаворская и Иван Чекмазов. За сравнительно короткий период в Козах было создано мощное творческое место, приспособленное для полноценного проведения учебного процесса в летний период.
2 минуты
18 марта 2024