104,8 тыс подписчиков
Вот, кстати, весьма характерный для западной системы взглядов «экскурс», из той самой чешской игрушки Last Train Home, посвященной Чехословацкому корпусу в российской Гражданской войне.
Казалось бы, какой смысл разбирать слова из игр или художественных фильмов? А всё просто: они оказывают на массовое сознание куда большее влияние, нежели чем труды историков.
Но в данном случае и западные историки (начиная с Питера Кенеза) говорят порой нечто похожее: для них белое движение — это своего рода «окраинный сепаратизм», который был успешно раздавлен «красным центром».
В глазах западного автора, красные нередко предстают в формате «центральной власти», которая загоняет «взбунтовавшиеся окраины» обратно в состав государства. Белое движение выглядит своего рода «бунтом против центра», а большевики — силой, «собирающей империю» (аналогии с КША, понятные западному обывателю).
В реальности, конечно, всё было куда сложнее. Белое движение не достигло взаимопонимания с окраинами, при этом считая себя «истинным общероссийским центром» (но фактически такой «центр» не был в состоянии выполнять общероссийские задачи).
Большевики же в своей политике разрывались между надеждами на мировую революцию (то в связи с событиями в Германии, то в Венгрии, то в период Советско-польской), идеологическими убеждениями и необходимостью выполнять практические задачи ради своего же выживания и сохранения власти. В конце концов, СССР действительно создавался в границах почти что «старой империи», за вычетом лишь нескольких западных регионов (часть из которых позднее тоже «интегрировали», уже в сталинский период).
Но не могу не заметить, что в западной игре «нехорошие большевики» предстают «собирателями земель в погонах».
1 минута
18 марта 2024
1666 читали