Найти тему
104,3 тыс подписчиков

«Связь информационной войны и боевых действий на фронте, носившая до этого несколько отвлеченный характер, становится для колчаковских пропагандистов очевидной, зримой и осязаемой, и этот факт вызывает некоторое потрясение...» (с) Д. Н. Шевелев. «Роль печатного слова в современной войне не меньше пули и штыка...»: Осведомительная работа антибольшевистских правительств востока России. / ТГУ, 2017.


В общем, белые на востоке России начали серьезно воспринимать пропаганду, как важный фактор в Гражданской войне, только ближе к лету-осени 1919 года. Что, конечно, неимоверно поздно. Важными «звоночками» стали переходы целых частей на сторону красных, множество восстаний в тылу, кризис веры в успех борьбы даже у военачальников (в частности, об этом А. Н. Пепеляев много писал, своему же начальству).

Тут то и начали выходить статьи, в которых авторы указывали на то, что белое движение «не явилось на информационную войну». Оказалось, что с солдатами в казармах политическая работа не ведется вообще, что «на местах» не то что крестьяне, даже «официальные представители власти» понятия не имеют о целях борьбы и вообще, о событиях во «внешнем мире».

Эти же авторы указывали на то, что «ресурс» для пропагандистской работы есть: и священники, и интеллигенция, и просто «беженцы от большевиков». Нужно, мол, их организовать и направить...

Вот только на всё про всё оставалось у белых тогда всего несколько месяцев. И де-факто попытка создать единое «пропагандистское бюро» с единой же идеологией... происходила уже поздней осенью 1919 года, в обстановке агонии режима. Единую идеологию, кстати, выработать так и не сумели...

«Связь информационной войны и боевых действий на фронте, носившая до этого несколько отвлеченный характер, становится для колчаковских пропагандистов очевидной, зримой и осязаемой, и этот факт...
1 минута
464 читали