2300 подписчиков
Новый забор на границе Ирака и Ирана, который начали возводить в этом месяце в восточной части Иракского Курдистана, вызвал протесты местного курдского населения. Они считают, что забор никому не нужен, так как насилия в этой части границы давно не было.
Кроме того, для многих курдов заборы и прочие препятствия на границе могут мешать свободным трансграничным перевозкам товаров и людей, а также нарушить родственные связи, так как по обе стороны границы живут этнические курды — иракские и иранские.
Кроме социального и торгового фактора, контроль над границей также негативно влияет ещё на один процесс — трансграничная контрабанда между Ираном и Ираком через преимущественно курдские территории. Этот вопрос давно волнует оба государства, в особенности из-за угрозы сепаратизма и терроризма.
Иран поставил этот вопрос Ираку ребром ещё в позапрошлом году в разгар массовых антиправительственных волнений в Иране, спровоцированных гибелью Махсы Амини. Тегеран был убеждён, что антииранские подпольные курдские группировки получают оружие, деньги и рекрутов через дырявую границу с Ираком. Иранцы даже наносили ракетные удары по приграничным регионам Ирака, чтобы донести свою озабоченность Багдаду.
В результате сложных переговоров, в марте 2023 года Иран и Ирак подписали соглашение об укреплении границы и сотрудничестве в области борьбы с контрабандой и сепаратизмом. Тогда же началось медленное возведение укреплений на границе двух курдистанов с установкой видеокамер и прочих игрушек, которые позволяют лучше мониторить трансграничные перемещения.
В сентябре 2023 года, недовольный медленным выполненением мартовского соглашения, Иран снова поставил ультиматум Багдаду: либо вы сами укрепляете свою сторону границы и изгоняете курдских сепаратистов, либо мы сами проведём военную операцию в приграничных регионах. Это побудило иракскую власть ускорить процесс, неизбежно вызывая протесты местного населения.
Для Ирана это жизненно важный вопрос, не только из-за огромных объемов контрабанды в регионе, но и из-за угроз безопасности. По мере эскалации конфликта между Ираном и США, курдские группировки стали получать больше поддержки со стороны Запада и Израиля. Это и побудило Тегеран поднять вопрос о присутствии иранских курдов на границе, хотя в свое время изгнание иранских курдских боевиков из Ирана в Иракский Курдистан было частью договорённостей с Багдадом в 1990-х годах.
В Ираке ситуация посложнее. Багдад в целом не против усилить контроль над пограничными потоками. Кроме того, военная эскалация с Ираном ему не нужна. К тому же, это дает возможность Багдаду усилить свое присутствие в Иракском Курдистане, который давно живет по своим правилам, практически отдельно от центра.
В Иракском Курдистане отношение к границе негативное. Хотя местным элитам тоже не хочется никакой войны с Ираном, они вынуждены учитывать общественное мнение. Однако они зависят экономически от Ирака и Турции, у которых отношение к курдским боевикам такое же, как и у Ирана.
Ну и ясное дело, что США и союзники в Ираке опираются на курдов как на своих партнёров, в том числе для сдерживания Ирана. Заборы не помешают им продолжать это делать, но могут ограничить пространство для маневра в случае чего. (Подробнее завтра).
2 минуты
14 марта 2024