241 подписчик
Если на упрямых, непослушных, а также на ленивых или медлительных детей посмотреть с другой точки зрения, без ярлыков, что окажется причиной их поведения?
Об этом обзор главы «Оппозиционность» из книги Габора Матэ «Рассеянные умы» от Галины Нарынкевич.
Когда я работала в школе учителем – это было до учебы в Институте Ньюфелда, – я видела много детей, которые не могли успевать за классом.
То они были слишком медлительны, то вдруг их взгляд становился отсутствующим, как будто здесь они только телом, то им было сложно сосредоточиться или вообще усидеть на месте.
И многих из них отличала «непослушность», часто даже грубость или равнодушие.
О таких учениках говорили, что они ленивые.
Но я всегда понимала, что у этих детей есть внутренние причины для такого поведения. У кого-то я подозревала органические нарушения, у кого-то проблемы в семье, у кого-то проблемы с вниманием или с воспитанием.
Но когда я прослушала курсы в Институте Ньюфелда, а также прочитала книгу Габора Матэ «Рассеянные умы» о людях с синдромом дефицита внимания, картинка сложилась.
Доктор Габор Матэ – канадский врач с международной известностью, признанный специалист по лечению психологических травм и зависимостей.
⠀
В своей книге он рассказывает, как у него самого, уже во взрослом возрасте, был диагностирован синдром дефицита внимания (далее – СДВ). Доктор несколько лет очень подробно изучал эту тему, к нему обращалось множество людей с такими же особенностями.
И вот он подметил, что детям с СДВ характерны отсутствие воли, импульсивность, реактивность, противление.
Противление – это не проявление силы воли, как может показаться. Это инстинкт сопротивления, когда не задействовано стремление к близости, желание быть хорошим для своего взрослого.
А почему оно не задействовано?
Многие родители могут быть чуткими, внимательными, заботливыми. У многих родителей отношения с детьми на пятом или шестом уровне привязанности. И при этом ребенок может часто оказывать серьезное противление.
У меня спрашивали подруги: скажи, почему мой ребенок меня не слушается так часто? Неужели у нас настолько плохо с привязанностью? Вроде бы нет. Но заставить его делать то, что он не хочет, – целая эпопея.
Зная, что такой ребенок имеет СДВ, я могла предположить, что у ребенка – отсутствие воли.
Заставить делать его то, что он не хочет, – здесь ключевое. То, что неинтересно. То, что не кажется ребенку актуальным, увлекательным, захватывающим. Но ведь это нужно сделать! – справедливо настаивает родитель, и само увеличивающееся давление ухудшает ситуацию в разы.
Вот что пишет об этом Габор Матэ:
«Едва ли можно сказать, что дети с СДВ вообще обладают силой воли, если под этим подразумевается способность, позволяющая человеку понимать то, чего он хочет, и придерживаться поставленной цели, невзирая на неудачи, трудности или отвлекающие факторы. “Но мой ребенок очень волевой, – настаивают многие родители. – Если он чего-то захочет, то будет настаивать на своем до тех пор, пока я не соглашусь или сильно не разозлюсь”. На самом деле так описывается не воля, а жесткая, одержимая зацикленность на том или ином желании. Одержимость по своей настойчивости напоминает волю, но не имеет с ней ничего общего. Ее сила исходит из подсознания, и она управляет личностью, в то время как человек с подлинной волей сам управляет намерениями».
Почему же всё-таки дети с СДВ не могут преодолеть свое нежелание делать что-то, что его заставляют делать другие (это была не его, ребенка, идея), несмотря на свою любовь и уважение к тем взрослым, которые дали ему задание?
Детям с СДВ отчаянно не хватает интеграции – способности удерживать два чувства одновременно: и чувство нежелания делать то, что не нравится, и уравновешивающее его чувство привязанности к родителю, учителю, желание быть хорошим для того, кого любишь. «Дети с синдромом дефицита внимания не способны удерживать в уме одновременно два разных образа – себя и другого человека… Они не знают полутонов: либо все, либо ничего».
3 минуты
14 марта 2024