Найти тему
241 подписчик

Дело в том, что противление при синдроме дефицита внимания обусловлено крайней чувствительностью ребенка, и он оказывается подверженным большему влиянию внешних раздражителей, чем среднестатистический ребенок.


«Любого рода воздействие или давление, даже из благих намерений, ощущается ходунком, ребенком или подростком, страдающим СДВ, в гораздо большей степени и порождает противодействие значительно более высокой интенсивности».

Поэтому эмоциональная гиперчувствительность при СДВ сопряжена  с более медленным созреванием. Процесс интеграции задерживается, противление тоже действует у таких детей гораздо дольше. Если нормотипичный ребенок способен к интегративному мышлению уже около семи лет, то у чувствительного, с дефицитом внимания, противление задержится лет до десяти, а то и до большего возраста.

Также интересным для меня как мамы и учителя показался вот какой момент:

оказывается, противление также может находить выражение в пассивности. Например, ребенок медлителен. Когда его подгоняешь, он как нарочно еще больше замедляется. 

«У некоторых детей пассивность начинает быть практически второй натурой, хотя при высокой мотивации ребенок будет выполнять многие задачи с большим рвением. Пассивность, иногда называемая ленью, может сигнализировать о сильном внутреннем сопротивлении». В школе учителя о таких детях говорят: «Может, когда захочет». Но по сути это тоже проявление противления. Ребенок может концентрироваться на выполнении такого задания, которое его сильно увлекает, и даже долго, в то время как совершенно теряет внимание и сосредоточенность при всех остальных видах деятельности, начинает быть при не интересующем его занятии медлительным и рассредоточенным, расторможенным.
Где же выход? Конечно, прежде всего в понимании происходящего. Габор Матэ пишет о недопустимости навязывания ярлыков на ребенка, что он упрямый, своенравный, ленивый и т.п. Также он говорит о том, что традиционное использование подкреплений для таких детей «в долгосрочной перспективе работает не лучше, чем угрозы и наказания, или негативное подкрепление. Проблема не в применяемых мерах,  а в том, что ребенок чувствует принуждение».

И получается, что выход совершенно не там, где мы ожидаем: не в том, чтобы еще больше дрессировать и дисциплинировать, не в том, чтобы потуже закручивать гайки, чтобы ребенок делал или не делал то или иное, а в том, чтобы… ослабить давление.

Вот что пишет по этому поводу Габор Матэ:

«Первостепенным шагом в оказании помощи ребенку с СДВ является укрепление безопасных отношений с родителями. Процесс, позволяющий ребенку чувствовать большую безопасность и уверенность в отношениях, протекает гораздо более плавно и менее неприятно, если родители понимают, что такое противление, и делают все возможное, чтобы ослабить хроническую власть над ребенком».

Неожиданно?👇🏻👇🏻👇🏻

Галина Нарынкевич
2 минуты