37 подписчиков
Вчера в театре им. А.С.Пушкина вручали премию The Art Newspaper Russia. На сегодня, кажется, главную награду в области инфраструктуры и организации российского искусства.
Музеем года стал, предсказуемо ПЕРММ. Живое эхо «Пермской культурной революции» конца нулевых, он до сих пор остается единственным государственным музеем современного искусства вне столиц. Существует музей в условиях далеких от идеальных: последние полгода он, к примеру, располагается в здании бывшего автосалона. Впрочем, именно в нëм музей впервые за полтора десятилетия своей истории смог открыть постоянную экспозицию.
В ней — работы Дмитрия Пригова, Николая Полисского и Павла Пепперштейна.
В не менее символичной номинации «Личный вклад» победили создатели Винзавода, первого культурного кластера сделавшего современное искусство из элитарного развлечения знатоков частью повседневной жизни горожан. Символично, что открылся Винзавод в 2007 году. Почти тогда же, когда и ПЕРММ. И как и в нулевых он остаëтся крупнейшим и уникальным в своем роде галерейным кластером, включающим в себя фонд поддержки современного искусства, образовательное учреждение и пространства для собственных масштабных выставок.
Однако, если эти номинации продолжают говорить нам о современности, то «Книга года» и «Выставка года» все же обращены в далëкое прошлое...
В номинации «Книга года» победил сборник «Художники русской эмиграции в Америке». Собрание десятка текстов о таких разных судьбах арт-эмигрантов первой волны: от ставшего культовым советским скульптором и любимцем Сталина возвращенца Коненкова до обретшего, напротив, безусловный успех на Западе и мало включенного в российский контекст Наума Габо, от украинского певца американских небоскребов и трасс Луиса Лозовика до вечно тосковавшего по России, но так и не принятого в ней Давида Бурлюка. Параллели с современностью возможны, но эфемерны.
Выставкой года стал государственный мегапроект «Первая позиция. Русский балет», чрезвычайно качественное зрелище, показывающее детали эволюции классического танца с императорских времен и вплоть до 1991 года. Обрыв истории, впрочем, знаменателен. Современности и современного танца для этой перспективы не существует. Только величественный классицистический памятник самому себе.
Наконец, должная, кажется связать будущее с прошлым «Реставрация года» — реставрация совмодовского дворца пионеров — делает ровно это, причем с долей тонкой иронии. Она — не только символ поздно пришедшего признания советской архитектуры 1950-х и 1980-х, но и высказывание о времени, в котором мы находимся сейчас.
2 минуты
14 марта 2024