229 подписчиков
Мальчик или девочка? Как понять, кто на картине?
Возвращаясь к портрету Маргариты Шарпантье с детьми, хочется отметить одну интересную деталь. На картине Ренуара рядом с мадам Шарпантье ее дети. Золотистые кудряшки, голубые платья, нарядные туфельки – два милых ангелочка, одетые совершенно одинаково и похожие друг на друга, как близнецы. При этом на спине сенбернара сидит старшая дочь Жоржетт, а рядом с ней ее младший брат Поль. Да-да, второй ребенок — это мальчик.
Дело в том, что в Европе вплоть до 20-х годов прошлого столетия маленькие девочки и мальчики не очень-то отличались друг от друга своими нарядами. В наши дни этот факт приводит в недоумение и вызывает немало вопросов, а немногим более ста лет назад это было абсолютной нормой.
В знатных и зажиточных семьях традиция одевать отпрысков мужского пола в платья появилась в середине 16-го столетия, причем эти платья были весьма вычурными, украшенные рюшами, кружевами и вышивками. В странах Западной Европы мальчики носили платья до 4-7 лет, а иногда и дольше. Считалось, что пока мальчик ходит в платье, он находится под опекой матери, под ее юбкой, то есть в полной зависимости от нее.
В штанишки и бриджи мальчика переодевали тогда, когда к его воспитанию и развитию личности присоединялся отец или же гувернер. В аристократических домах по этому поводу устраивали торжество, на которое приглашали родственников и друзей. Этот день становился рубежом между детством и отрочеством будущего мужчины.
Для детей рабочего класса событие, когда ребенок впервые надевал бриджи или брюки, означало начало трудовой жизни.
Непосвященным людям очень сложно отличить мальчиков, одетых в нежные кружевные платья, от девочек. И поскольку современный человек может составить представление о тех временах лишь благодаря портретам или фотографиям, то историки, изучив их, нашли несколько способов различить мальчиков и девочек на таких портретах.
Важной деталью различия являлся цвет и расположение пуговиц на одежде: мальчиковые платья, как правило, были более темными и закрытыми, на них могли быть ремни и пряжки, а пуговицы пришивались на них спереди. Платья девочек имели более светлые тона, а пуговицы прятали. Однако на французских портретах сложнее определить пол ребенка, поскольку платья очень часто были в нежных, «девичьих» расцветках. Единственным указанием на пол ребенка служило ожерелье. Бусы, особенно из жемчуга, надевали на шею даже очень маленьким девочкам. Мальчики же редко носили украшения.
Еще одно немаловажное различие: девочкам зачесывали волосы на прямой пробор - по центру, а мальчикам - на косой или же укорачивали челку. Локоны могли быть и у девочек, и у мальчиков.
Чтобы показать какого пола ребенок на портрете, художники часто вкладывали им в руки какой-то предмет: мальчикам - хлыст, игрушечную лошадку, барабан, лук, а девочкам – куклу, веер, лейку. Если рядом с ребенком была активная собака, это означало, что на картине мальчик.
Теперь можно вернуться еще у одному знаменитому портрету Ренуара “Ребенок с кнутиком”. Длинные локоны, платье до колен с кружевным воротником, аккуратные туфельки с бантиком – на первый взгляд это девочка. Но теперь-то вы знаете - если в руках кнутик, значит мальчик. Действительно, это портрет Этьена Гужона-младшего в пятилетнем возрасте. Представляете, что творилось бы в Эрмитаже, если бы Ренуар назвал картину “Мальчик с кнутиком”? Музейные смотрители устали ли бы объясняться.
В начале 30-х годов прошлого века, опираясь на теорию Фрейда, доказавшего в своих научных трудах, что малые дети вовсе не бесполые создания, индустрия легкой промышленности разделила мужской и женский пол по цветам, одев малышей в «голубое» и «розовое», тем самым избавив мальчишек от платьев. Удивительно то, что традиция, которая была незыблемой целых 400 лет, сошла на нет за одно десятилетие.
1. Жоржетт и Поль Шарпантье.
2. Этьен Гужон-младший.
3. Императрица Мария Федоровна с сыном Николаем – будущим императором Николаем II.
4. Алексей – Наследник Цесаревич и Великий Князь, единственный сын Николая II.
5. Президент США Франклин Рузвельт / Португальский король Мануэл II.
3 минуты
11 марта