Найти тему
104,8 тыс подписчиков

«К этому нужно прибавить, что выпороть крестьянина стало обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу и тому подобное. Большей частью это делается просто по шалости какого-нибудь юнца офицера, особенно если он командир роты. Ведь никто из них за подобные вещи никому не дает отчета, наоборот, этим щеголяют...» (с) белый офицер Г. Литвиненков — министру труда колчаковского правительства Л. И. Шумиловскому, апрель 1919 года. / М. М. Стельмак. К вопросу о репрессивном характере внутренней политики Российского правительства А. В. Колчака. / Скепсис.


Это к вопросу о том, как же так вышло, что не знавшая крепостничества и помещиков Сибирь при колчаковцах «покраснела» менее чем за год. Полагаю, что сибирские мужики к регулярным поркам не привыкли. Особенно — от «офицеров», немалая часть которых и погоны-то впервые получила именно при А. В. Колчаке. Ведь, как мы помним, у него был жуткий некомплект офицеров.

Впрочем, часть из все же имевшихся офицеров на фронт так и не попала: «семеновцы», «калмыковцы», «анненковцы» и так далее. Между прочим, только «окраинные атаманы» располагали силами, доходившими до нескольких десятков тысяч человек. А ведь были ещё и «правительственные» отряды подобного характера.

При этом, многие «колчаковцы» с «атаманцами» и впрямь не являлись даже «зажиточными» представителями старой России. Один из мотивов примыкания к различным «восточным белым» — это как раз личное обогащение (легко достижимое в «атаманских контрразведках») или даже частная месть соседям.


Иллюстрация: «анненковцы». Художник — Р. Паласиос-Фернандес.
«К этому нужно прибавить, что выпороть крестьянина стало обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу и тому подобное.
1 минута
11,5 тыс читали