87 подписчиков
Звезда в фильме «Одержимость» 2014 года.
Рекомендуя фильм к просмотру, так и хочется предупредить: не пытайтесь это повторить. Это действительно особая история, и герои, которые смогли дойти до её счастливого финала, — это бескомпромиссные проводники энергии Луча Звезда, не только беспрекословно подчиняющиеся Зову своего Духа, но и проявляющие теневые стороны Звезды — фанатизм, высокомерие и перфекционизм. Фильм может вызвать очень противоречивые чувства, а у людей с Лучами Императрица и Папа — даже протест. На мой взгляд, фильм ярко демонстрирует двух Лучевых Звёзд, нашедших своё настоящее — одну, уже раскрывшую свой потенциал, а другую, только вступающую на свой Путь.
Один из главных героев фильма — начинающий джазовый перкуссионист и учащийся первого курса консерватории Эндрю Ниман. Помимо учёбы, молодой человек живёт как все нормальные молодые люди и делает, в принципе, всё, что принято делать в его возрасте: знакомится с девушкой, развлекается, общается с семьёй. Однако создаётся впечатление, что эти вещи не так уж и важны для Эндрю, потому что им по-настоящему владеет только «одна, но пламенная страсть» — джаз —и мечта стать лучшим из лучших. Эндрю репетирует с упорством и самоотречением, забыв про всё на свете, добиваясь совершенства, оттачивая мастерство неистово, до кровавых мозолей.
И вот однажды перед Эндрю открываются новые горизонты, когда его репетицию случайно видит именитый руководитель лучшего оркестра консерватории Теренс Флетчер. Намётанным глазом определив не столько талант, сколько скрытый внутренний огонь будущего выдающегося артиста, который сможет всё положить на алтарь искусства и фанатично ему служить, он берёт Эндрю в оркестр на испытательный срок. Формально Флетчер ищет музыкантов в свой оркестр, а на самом деле его цель и миссия, как он её понимает, — найти и взрастить выдающегося музыканта. При этом не талант он считает основным условием достижения вершин, а способность полностью посвятить себя джазу, совершать сверхусилия и «преодолевать пределы ожидаемого». Каждый учащийся консерватории стремится попасть в оркестр, ведь он выигрывает все конкурсы и даёт отличный старт для музыкальной карьеры.
Однако методы работы Флетчера мягко говоря экстремальны и абсолютно неэкологичны. Он не стесняется в выражениях в процессе работы с молодыми музыкантами, он груб, жесток и безжалостен, может в гневе швырнуть стул или даже ударить. Иногда кажется, что он ненавидит тех, с кем работает, своими оскорбительными замечаниями он доводит до слёз взрослых парней и вдобавок глумится над их слабостью.
Этичное обращение, уважение личности, психологический комфорт на репетициях — всё это в понимании Флетчера только мешает достижению результата. Для него существует только джаз, и он должен быть сыгран безупречно. И он знает, как добиться этого от своих музыкантов. Например, взять на одно место несколько человек, основной и запасной состав, и устроить между ними конкурентную борьбу. Ничто не должно останавливать на пути к совершенству, ни запредельная усталость, ни кровь на руках от безумной многочасовой игры на ударной установке, ни обидная ругань руководителя. Нет оправданий опозданиям даже по уважительной причине, нет снисхождения или поблажек.
Флетчер верит в свои методы, он считает, что «для искусства нет вреднее и опаснее слова «Молодец», что быть вполне довольным своим мастерством — это оставаться посредственностью, и поэтому в наше время нет выдающихся музыкантов». По-настоящему великого музыканта не смогут сломать ни унижения, ни неудачи, ни хула, ни насмешки и ни презрение, а только закалить его Дух и заставить работать над собой ещё больше. Эндрю оказывается готов на всё: и соревноваться с конкурентами до изнеможения, и выдерживать чудовищное давление Флетчера, и, попав в аварию, с окровавленными лицом и руками прорваться на сцену и выступать.
3 минуты
7 марта 2024