104,9 тыс подписчиков
К Октябрьской революции кадровых офицеров в пехотных частях действующей армии оставалось примерно 4%. Они бы и так «растворились» в массе офицеров военного времени, но тут ещё и высокие потери свою роль сыграли.
Но характерно то, что не везде ситуация была одинакова. На флоте большинство офицеров (60%, по данным исследователя К. Б. Назаренко) оставалось именно из «профессионально-кадрового» состава.
Помимо этого, больший процент «кадровых» сохранили казачьи и, шире, кавалерийские части.
Это к вопросу о том, что тяготы Первой мировой войны ложились на плечи разных видов и родов войск неодинаково. В 1917 году был уже острый антагонизм между пехотой и «элитариями» — артиллеристами, кавалеристами, личным составом броне-автомобильных частей. Последние использовались для подавления «солдатских бунтов», как и ударники.
Любопытно и другое: кавалерийские и казачьи офицеры, в массе своей, стали вождями и «ударной силой» белого движения. Напротив, большая часть флотских офицеров оказалась в составе Красного Флота (по подсчетам того же К. Б. Назаренко — более 6 тысяч из 8 тысяч офицеров флота).
Что тут было «первично» в выборе стороны? Возможно, сыграл роль тот факт, что множество флотских офицеров находилось в «красном Петрограде» и «красно-черном Кронштадте». Тогда как «офицерское казачество», напротив, располагалось на окраинах и тесно было связано со своими регионами. При этом, морские офицеры как раз и являлись во многом «дворянской костью». Но у белых их было довольно мало. При этом, лидером «сухопутного» белого движения стал морской офицер А. В. Колчак.
1 минута
7 марта 2024
3226 читали