Найти тему
159 подписчиков

Великий коллаб прошлого столетия – Евгений Замятин и Борис Кустодиев.


Прочитала рассказ "Русь" Замятина и влюбилась тут же без памяти. Это написано так, как-будто Замятин уже изобрел эту хитрую программу-интерпретатор и приспособил ее для анализа живописного "кода" Кустодиева. Забрал в себя построчно цвета, форму образы, композицию, атмосферу, самого Кустодиева и всё это в точности "выполнил" в словах. Да так, что дух захватывает. И, кажется, если бы нашелся талантливый рисовальщик, который, допустим, никогда не видел картин Кустодиева, то, прочитав "Русь" Замятина, у него не было бы шансов нарисовать что-то по-другому, не "по-Кустодиевски".
В своем очерке-воспоминании "Встречи с Кустодиевым" Замятин пишет как получилась "Русь":

Осенью 22-го года издательство "Аквилон" прислало мне "русские типы" Кустодиева, чтобы я о них написал статью. О чем же писать? О живописной технике Кустодиева? Об этом лучше меня напишут другие. Статьи я не стал писать, я сделал иначе: просто разложил перед собой всех этих кустодиевских красавиц, извозчиков, купцов, трактирщиков, монахинь <...>  и сама собой написалась та повесть

"Русские типы" – это 23 акварели, выполненные художником в 1919-1920-х гг.
В марте 1923 в издательстве "Аквилон" вышла книга-альбом «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина» тиражом всего в 1000 экземпляров.
В первой части альбома напечатали рассказ Замятина, в котором выдуманный городок Кустодиевск живет своей сказочной, но такой узнаваемой дореволюционной жизнью. Вторая часть – сами акварели Кустодиева, переданные с помощью фототипии.
Тут же нашла и заказала себе набор открыток "Русские типы" 1970 года. Жду с нетерпением.

Восторг!
1 минута