37 подписчиков
«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», открывшаяся вчера в ГМИИ им.Пушкина — это выставка того рода, на которую хочется позвать любимую тётку. При условии, конечно, если тётка обладает хорошим художественным вкусом и любит овощи.
Итальянский натюрморт — не самая избалованная русским вниманием тема. Всё больше нам известны разные голландцы, которых, честно повторяя за Георгием Костаки, постоянно очень хочется поскрести. Итальянцы, а на выставке это работы XVII–XVIII преимущественно из запасников музея, кажутся свежее. А ведь для овощей и рыбы это особенно важно? Как раз к той весне, которую мы так долго все ждали.
Куратор Виктория Маркова открывает Москве новый мир яркий в котором есть «Орфей» Вассалло и Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas и, как сообщается, четырех превосходных рисунков с изображением рыб. Гвоздь выставки — портрет работы Арчимбольдо из частной коллекции, который если и не уступает, то вполне похож на его же «Голову и корзину с фруктами» из исторической коллекции императора Рудольфа II.
Есть только одно НО во всём этом празднике картинно увядающей жизни. Прекрасно выставленный свет и хороший каталог отвлекают от важного вопроса: почему второй раз подряд (до этого была Испанская коллекция) в музее делают выставку, на которую кроме любимой тётки звать больше никого не хочется? Что будет дальше? Вариации на тему животных Дюрера? Опять немецкий бидермейер?
Гуляя по галерее и рассматривая развеску из семидесяти картин с овощами, фруктами, рыбами и одной разложившейся головой вспоминаешь, как часто у ГМИИ им. Пушкина, спрашивали почему музей так редко выставляет работы из своих запасников? Что ж, если кроме плодов земли в этих запасниках ничего нет, то вот и ответ: музей не хотел стать площадкой для выгула средневозрастных родственниц. Кажется, не хочет быть им и сейчас. Или всё-таки хочет?
1 минута
5 марта 2024