101 подписчик
Крестная смерть Христа в исламе и православии
Коран говорит, что Иисус не был распят на кресте: «Они не убили его <Иисуса> и не распяли, но это только представилось им…» (Коран 4:157).
В суннитских толкованиях мы находим следующие комментарии этого стиха: «Они думали, что убили и распяли самого пророка. На самом деле они убили и распяли другого, похожего на Ису» . Здесь важно заметить, что Коран под местоимением «они» подразумевает тех иудеев, которые не уверовали в Иисуса, считая Его шарлатаном и колдуном.
Шиитские толкователи Корана в своих трудах подчёркивают, что Аллах не допустил распятие Иисуса для того, чтобы христиане научились видеть залог своего избавления в добрых делах, а не в распятии, и не утверждали, что жертвой можно избавить человека от греха . Согласно исламской доктрине, учение о первородном грехе и искуплении не соответствует учению Иисуса Христа, так как эти догмы сформировались задолго до Него в результате языческого влияния . Потому что, как было отмечено в предыдущих главах книги, ислам, признавая грехопадение первых людей (См.: Коран 2:35; 7:20–25), отрицает следствие грехопадения, так как Адам только сбился с верного пути, но, покаявшись, был вновь наставлен на него (См.: Коран 20:120–124).
Сравнивая отличительные черты двух вероучений о Крестной смерти Христа, прежде всего следует повторить, что православие, в отличие от ислама, утверждает, что на распятие был предан Сам Иисус, а не Его ученик: Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие (Мк. 15:15). И Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:6–8). Именно поэтому Иисус является не просто праведным человеком или пророком, но Богочеловеком, Сыном Божиим Который пришёл в мир, чтобы спасти человечество от греха и смерти: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16–17). Само распятие Иисуса Христа в православии считается не только одним из центральных религиозных событий, историчность которого подтверждена не одними лишь христианскими источниками, но и Жертвой, которая была необходима для преображения и изменения всего мира: «Если для прощения людей достаточным было бы проявить милосердие Божие, то для всецелого преображения мира необходимо было Боговоплощение и восхождение на Крест» . Иными словами, Иисус Христос через страдание и крестные муки искупил человечество от греха, спасая его от вечной смерти.
Иерей Назарий Эйвазов (бывший мусульманин). Человек и Христос. Учение о человеке и об Иисусе Христе в Библии и Коране.
2 минуты
5 марта 2024