104,8 тыс подписчиков
Иногда бывшие царские офицеры попадали на службу к большевикам по самым необычным причинам.
Вот, скажем, Сергей Иванович Одинцов — генерал-майор, кавалерийский военачальник, «храбрый и толковый» — это по отзыву из «белого лагеря». Брат С. И. Одинцова, кстати, за белых воевал.
Напротив, Сергей Иванович с красными сотрудничал добровольно, практически сразу после Октябрьской революции. «Таких, как я — сейчас у большевиков много» — заявил Одинцов будущему лидеру белого движения, барону П. Н. Врангелю.
Более того, С. И. Одинцов сообщил удивленному Врангелю, что продолжает считать себя... монархистом. И к монархии страну вернут... большевики.
Да, кое-кто из офицеров старой армии тоже увлекался историей. И знал, что после якобинцев был и Наполеон Бонапарт, и даже реставрация Бурбонов. Такие военачальники надеялись на «бонапартистский переворот» или на «эволюцию большевизма».
С последним, кстати, они в какой-то мере угадали. Сталинский СССР вернет погоны, восстановит единоначалие в армии, вспомнит о подвигах прошлого и т.д.
Все-таки история не всегда идет по одинаковому сценарию. И если Франция получила Наполеона, то Советская Россия получила жесточайшую внутрипартийную борьбу, в которой победителя постоянно называли «реставратором» (начиная с Л. Д. Троцкого).
Фото: Сергей Иванович Одинцов (1874 — 1920).
1 минута
5 марта 2024
8585 читали