Найти в Дзене
104,9 тыс подписчиков

«Требовать от армии, чтобы она спокойно сражалась, когда в тылу идет революция, невозможно. Нынешний молодой состав армии и офицерский состав, в среде которого громадный процент призванных из запаса и произведенных в офицеры из высших учебных заведений, не дает никаких оснований считать, что армия не будет реагировать на то, что будет происходить в России...» (с) начальник штаба Главкома Николая II, генерал М. В. Алексеев. 1 марта 1917 года.


В общем-то, опытный военачальник М. В. Алексеев прекрасно видел, как изменился состав армии за последние два с лишним года. Если эти войска ещё могли сражаться с внешним врагом, то вот использовать их в качестве полицейских-карательных частей... это слишком «опасная» игра была. И да, рано или поздно революционные настроения перекинулись бы и на фронтовиков.

При этом, руководство России в тот период было оторвано от реальности: информация о положении дел в стране поступала с опозданием, а часто была вообще ложной. Среди окружения царя, скажем, «царил испуг» (по воспоминаниям дворцового коменданта В. Н. Воейкова). Военачальники тоже выглядели растерянными, некоторые (тот же М. В. Алексеев) ещё и находились в плохом самочувствии, болели.

Могла ли такая система подавить ситуацию, которую она сама же и создала? История де-факто уже дала ответ на этот вопрос. Потом тот же генерал Алексеев проиграет борьбу за центр страны, а его последователи — проиграют Гражданскую войну.


Фото: М. В. Алексеев и Николай II.
«Требовать от армии, чтобы она спокойно сражалась, когда в тылу идет революция, невозможно.
1 минута
1989 читали