Найти тему
160,6 тыс подписчиков

Репортер The New Yorker прогулялся по нью-йоркским драгсторам и опросил местных продавцов марихуаны в попытке выяснить, как изменилась индустрия после легализации продаж каннабиса. Результаты легалайза оказались спорными: власти штата, ожидавшие экономических выгод и успехов в борьбе с социальной и расовой несправедливостью, столкнулись с всплеском нелегальной торговли и судебных исков против законодателей. Во всяком случае, на время переходного периода.


История декриминализации каннабиса в Нью-Йорке тянет на эпопею. Если коротко, закон долго не могли принять из-за вопроса преференций для маргинализованных сообществ, прежде всего — для афроамериканцев. Все потому, что до снятия запрета их в разы чаще — и главное, непропорционально чаще, чем белых — арестовывали за незаконную торговлю и употребление. В 2020 году на цветных приходилось 94% арестов за марихуану в Нью-Йорке.

В итоге, законодатели сошлись на том, что около 40% налоговых отчислений должны быть направлены на помощь людям, которые пострадали при прежнем порядке. Продажа и употребление в рекреационных целях были разрешены властями штата в марте 2021 года. Тогда же была создана программа CAURD, которая подразумевает выдачу лицензий на розничную продажу марихуаны представителям меньшинств — афроамериканцам, женщинам, маргинализованным фермерам. Предполагалось, что возможность держать легальные драгсторы станет своего рода компенсацией для тех, кто подвергся дискриминации и впоследствии столкнулся с проблемами с поиском работы и жилья.

На момент публикации заявки на получение лицензий CAURD подали около 900 человек. Однако к ноябрю 2022 года были одобрены были лишь 36. Тогда же на штат был подан первый из многих судебных исков, в которых утверждалось, что создатели программы CAURD нарушили закон. Судебные проволочки позволили процветать теневому бизнесу.

Реализация программы шла очень медленно. Помещения, которые государство должно было предоставить для открытия магазинов, не были готовы к сдаче. Перевозка марихуаны через границы штатов по-прежнему была вне закона, так что розничные торговцы просто не имели возможности наладить поставки. Не было информации об условиях государственного займа на открытие магазина. Заявка на лицензию тоже стоила больших денег. Наконец, $150 млн частных инвестиций, которые предполагалось направить на реализацию закона, так и не было привлечено. Одним словом, легализовать бизнес на деле было практически невозможно.

В какой-то момент программу CAURD просто заморозили. Поводом послужил очередной судебный иск. К тому моменту лишь около 20 лицензиатов занимались легальным бизнесом, в то время как многие другие ожидали одобрения заявок с уже подписанными договорами аренды. Они платили арендную плату, но все еще не могли торговать.

Осенью 2023 года истцы достигли соглашения. Возможность лицензирования получили широкие слои населения. Агентство по вопросам каннабиса (OCM) призвало людей повторно подать заявки. К концу ноября программа CAURD возобновила действие.

Но и это еще не все. Когда лицензированные торговцы все же начали открывать легальные магазины, многие из них приспособились перенаправлять значительную часть своей продукции на черный рынок, чтобы защититься от волатильности и уйти от налогов. Почти в каждом штате за легализацией следовал всплеск нелегального распространения. Однако в Нью-Йорке это обрело небывалые масштабы. Во-первых, город всегда был зоной импульсных продаж. И во-вторых, полиция, которая лишилась права обыскивать людей под предлогом запаха марихуаны, потеряла рычаги для контроля за распространением.

Нелегальный бизнес просто-напросто воспользовался временным лагом между подписанием закона и его реализацией. В результате, по городу открылось множество магазинов, которые выдавали себя за легальные, но на деле вели теневой бизнес.
3 минуты