Найти в Дзене

Есть только одно крупное произведение Шостаковича, к которому он написал не только ноты, но и текст. Это мини-опера «Антиформалистический раёк» для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано. Опера сатирическая, на сцене разыгрывается собрание по осуждению буржуазного формализма в музыке (прям по мотивам съездов союза композиторов с участием партийной верхушки). Собственно, поэтому и раёк — у Мусоргского тоже была сатирическая опера (так же и называлась), в которой высмеивались выступающие против могучей кучки. Длится вся опера минут двадцать от силы, но на ее создание Шостакович потратил 20 лет, да и то — в виду всяких цензурных скандалов при жизни композитора она так никогда и не прозвучала со сцены.


Текст вдохновлен реальными цитатами советских партийных деятелей (если вы думали, что кампания за реализм в искусстве и против формализма в искусстве прошла как-то мимо музыки, то нет, не прошла) а прототипы персонажей — Единицына, Двойкина и Тройкина — тоже вполне реальные, Сталин, Жданов и Шепилов соответственно. Ну и особенности речи тоже взяты не с потолка: присутствует сталинское бесконечное переливане из пустого в порожнее с грузинским акцентом, прямая цитата Жданова «целый ряд произведений современных композиторов… напоминает… не то бормашину, не то музыкальную душегубку» и шепиловский «Римский-Корсáков» из речи на втором съезде союза композиторов почему-то с ударением на «а». Музыкальные цитаты тоже есть, но я в них не сильна. Знаю только, что поскольку Жданов напирал на необходимость настоящей лезгинки в кавказских операх, в «райке» лезгинка тоже есть.

В общем, если вам казалось, что товарищ Сталин всего лишь большой лингвист, знайте, что он еще и выдающийся музыковед
1 минута