Найти в Дзене
32 подписчика

Ровно 24 года назад, 29 февраля 2000 года, в високосный год, произошел бой у высоты 776. В этом бою 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й псковской Гвардейской воздушно-десантной дивизии Русской Армии сражалась против численно превосходящих сил чеченских боевиков и арабских наёмников.


К февралю 2000 года ичкерийские боевики, отступая из Грозного, пытались выйти из окружения через Аргунское ущелье. По данным из различных источников, войска Русской Армии блокировали здесь от полутора до двух тысяч бандитов. Противника обложили со всех сторон, на высоты в Аргунском ущелье высадились несколько подразделений десантников, по террористам наносила удары авиация, в том числе объемно-детонирующими бомбами, по схронам и лесным базам "духов" работала артиллерия, на земле действовал спецназ.

Бойцам Русской Армии было приказано занять господствующую высоту Исты-Корд, 28 февраля они заняли высоту 776 и направили к Исты-Корд 12 разведчиков. Перед десантниками 104-го полка поставили задачу: занять высоту Исты-Корд, по ходу маршрута создать опорные пункты на высотах 776 и 787. Командование Русской Армии рассчитывало, что таким образом боевики попадут в огневую ловушку. На высоту 787 направились разведчики и взвод 4-й роты майора Александра Доставалова.

Проводив десантников, разведчики вернулись к 776-й высоте, которую уже частично заняла 6-я рота под командованием майора Сергея Молодова. 29 февраля 2000 года у подножия горы бойцы Русской Армии наткнулись на несколько десятков боевиков. Молодов решил помочь, однако его отряд попал под плотный огонь снайперов. Ротный был убит, несколько десантников ранены. Командование 6-й ротой принял на себя подполковник Марк Евтюхин.

Десантники не успели окопаться и как следует закрепиться на высоте 776. Основные силы боевиков подошли раньше, чем ожидалось, и тут же двинулись на штурм. Их оказалось слишком много. Тем не менее до темноты все атаки отбили. Помогала полковая артиллерия, наносившая удары с расстояния около десяти километров. Ночью боевики усилили натиск, наступали уже не отдельными группами, а сплошными волнами.

К бойцам 6-й роты присоединился взвод майора Доставалова, покинувший соседнюю высоту 787. С каждым разом атаки ужесточались, стреляли практически в упор. Не считаясь с потерями, Хаттаб бросал в бой все новые силы, постоянно предлагая десантникам сдаться. Под утро боевики были уже так близко, что доходило до рукопашной. Так, лейтенант Кожемякин со своим взводом помешал врагу обойти высоту и взять десантников в кольцо. Он три часа отбивал атаки, а когда закончились боеприпасы, пустил в ход штык-нож. Позже рядом с его телом обнаружили несколько убитых в рукопашной бандитов.

Десантники дрались до последнего, невзирая ни на что. Лейтенант Олег Ермаков, раненный в живот, занял выгодную позицию, вел огонь из автомата, прикрывая товарищей. Погиб, но уничтожил шестерых боевиков.

К утру 1 марта 2000 года большинство бойцов 6-й роты погибли, а у оставшихся в живых не было ни сил, ни боеприпасов, чтобы сдерживать боевиков. И подполковник Евтюхин вызвал огонь артиллерии на себя. Связь с комбатом прервалась. Ценой жизни десантники 6-й роты остановили прорыв бандформирований из Аргунского ущелья.

Бойцы Русской Армии подрывали себя, уже раненные они бросались на боевиков, не желая сдаваться. "Лучше ведь умереть, чем сдаться", — говорили солдаты роты. Это следует из протокольных записей: "Когда кончались боеприпасы, десантники шли в рукопашный бой и подрывали себя гранатами в толпе боевиков".

Один из таких примеров – старший лейтенант Алексей Воробьев, уничтоживший полевого командира Идриса. Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая — в грудь, но он бился до последнего. Известно, что, когда утром 2 марта 1-я рота прорвалась на высоту, тело лейтенанта было еще теплым.

За победу наши ребята заплатили большую цену, но им удалось остановить врага, который так и не смог вырваться из ущелья.
3 минуты